на пути к цели



Партнеры


196191, Санкт-Петербург, Ленинский пр., 168

Тел.: +7 (812) 327-93-70

E-mail: info@confspb.ru



Конференция Морской туризм 2009

10 - 11 июля 2009 г., Sokos Hotel Bridge, Биржевой пер. 2-4 (смотреть на карте)
 

Резолюция

10-11 июля в Санкт-Петербурге в рамках проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ» прошла Первая международная конференция «Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ. Морской туризм».

В работе конференции приняли участие представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, туристской индустрии, судостроительной промышленности, профильных министерств и ведомств свыше 30 регионов России, включая такие туристически развитые регионы, как Санкт-Петербург, Москва, Ленинградская, Калининградская, Астраханская, Нижегородская, Ярославская области, Республика Татарстан, Краснодарский край и др. В мероприятии также приняли участие руководители генеральных консульств Казахстана, Турции и Германии и представитель Совета по туризму Каталонии в странах СНГ и Восточной Европы.

Участники конференции, обсудив наиболее актуальные вопросы развития морского и речного туризма, отметили следующее:

Россия располагает колоссальным природным и культурно-историческим потенциалом для развития различных видов морского и речного туризма. Самая протяженная береговая линия, разветвленная озерно-речная сеть, выходы к морям трех океанов предоставляют широкие возможности для организации круизного бизнеса, открытия паромного сообщения с зарубежными странами, строительства яхтенных клубов и стоянок во всех приморских и речных регионах страны.

Морской и речной туризм в России, несмотря на некоторые сложности, стремительно развивается. Регионы Российской Федерации располагают значительными возможностями для качественного улучшения ситуации в туристской сфере и превращения круизного, паромного и яхтенного туризма в высокорентабельную отрасль, способную внести существенный вклад в экономику регионов страны, повысить уровень занятости и доходов населения.

В 2008 году был принят ряд законов, положительно повлиявших на развитие как всей туристской отрасли страны, так и отдельно взятой сферы морского и речного туризма.

Так, в декабре 2008 года были внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части расширения прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, путем дополнения установленного перечня прав правом на создание условий для развития туризма. Это является одной из важных предпосылок для динамичного и устойчивого функционирования данной отрасли.

Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ подготовлены предложения о внесении изменений в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В соответствии с этими изменениями туризм относится к областям, в проведении единой государственной политики которых участвует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанные предложения в настоящее время прорабатываются Минрегионом России в ходе работы по подготовке проекта федерального закона о совершенствовании разграничения полномочий.

Федеральное агентство по туризму РФ приказом от 6 мая 2008 г. № 51 утвердило Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, определив в ней направления развития туристской инфраструктуры, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере туризма.

На развитие морского туризма благоприятно повлияло принятое постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2009 г. № 397 «О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки». Согласно указанному документу, иностранные туристы, прибывающие в Россию на паромах, имеют право находиться на территории страны 72 часа без оформления виз.

Строительство и модернизация морских и речных портов, реконструкция инфраструктуры на внутренних водных путях РФ также положительно влияет на развитие круизного туризма в стране. В 2008 году принял первые лайнеры новый морской пассажирский порт «Морской фасад» в Санкт-Петербурге. До 2013 года планируется реконструкция порта Сочи и береговой инфраструктуры с целью создания международного центра морских пассажирских и круизных перевозок.

Проблема лимитирующих участков на внутренних водных путях, сдерживающая развитие речного круизного судоходства, будет решена до 2015 года. Подпрограммой «Внутренний водный транспорт» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» предусмотрено строительство низконапорного гидроузла на р.Волга и второго шлюза Нижне-Свировского гидроузла на р.Свирь. С 2005 года было увеличено финансирование содержания судоходных гидротехнических сооружений, что позволило ввести в эксплуатацию новый шлюз Кочетовского гидроузла на реке Дон и проводить не только ремонт, но и комплексную реконструкцию гидротехнических сооружений.

Вместе с тем, несмотря на очевидные положительные сдвиги, ситуация в сфере морского и речного туризма, по мнению специалистов отрасли, остается затруднительной.

Во многих регионах Российской Федерации сохраняется низкий уровень развития транспортной инфраструктуры. Большое число действующих объектов находится в неудовлетворительном состоянии и требует проведения реконструкции. В большинстве морских и речных портов страны нет пассажирских терминалов, соответствующих современным требованиям. Эти факторы замедляют развитие круизного и паромного судоходства в России.

Развитие морских круизов в нашей стране, как было замечено на конференции, в немалой степени сдерживает и отсутствие оборудованных пунктов пропуска через российскую границу в приморских городах.

Участники конференции отмечают, что для дальнейшего развития речного круизного туризма необходимо обратить особое внимание на обустройство внутренних водных путей, поддержание габаритов судовых ходов, своевременный ремонт гидротехнических сооружений.

Остро стоит проблема физического и морального износа действующего состава пассажирского флота, построенного еще в советский период. За это время обветшали суда и существенно изменились нормы по обеспечению безопасности судоходства. Требования к внутренним помещениям круизных лайнеров также претерпели серьезные изменения. В итоге российский пассажирский флот оказался не в состоянии предлагать иностранным путешественникам привычный для них уровень комфорта, что негативно сказывается на количестве въездных круизных туристов.

Трудности приобретения новых лайнеров обусловлены их высокой стоимостью, а также положением в российской судостроительной промышленности. Низкий уровень автоматизации и устаревшая технология производственных процессов, характерные для отечественного судостроения, приводят к увеличению времени строительства судна на российских верфях в 2-2,5 раза и его существенному удорожанию в сравнении с зарубежными аналогами.

В то же время, по оценкам представителей туристской индустрии, наличие новых теплоходов, отвечающих современным требованиям, даст возможность привлечь российских и иностранных туристов, заинтересованных в более комфортном отдыхе. Это позволит значительно увеличить ежегодные доходы круизных компаний и, соответственно, поступления в бюджет и внебюджетные фонды.

В сфере яхтенного туризма, прежде всего, требуют решения вопросы внесения в федеральное законодательство изменений, разрешающих транзитное плавание маломерным судам под иностранным флагом по внутренним водным путям РФ в некоммерческих целях.

Создание яхтенной инфраструктуры на основных морских и речных туристских маршрутах, по мнению представителей сферы яхтенного туризма, привлечет большее число российских и иностранных яхтсменов в регионы страны.

Проблемы, характерные для всей туристской отрасли, препятствуют и изменению ситуации в области морского и речного туризма. Несовершенство нормативно-правовой базы в туристской сфере, отсутствие эффективной инвестиционной политики и активного имиджевого позиционирования и рекламного продвижения туристского потенциала России за рубежом не позволяет активно развивать въездной и внутренний туризм. Дефицит квалифицированного обслуживающего персонала также негативно сказывается на уровне российского туристского продукта.

Участники конференции пришли к выводу, что для дальнейшего развития круизной, яхтенной индустрии и паромного сообщения нужна государственная поддержка. С целью решения всего комплекса проблем, существующих в отрасли, необходимо создать Федеральную целевую программу по развитию морского и речного туризма в Российской Федерации. Мероприятия, проводимые в рамках Проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ», позволят создать информационную основу для подготовки и наполнения данной программы. В конференциях Проекта участвуют представители всех профильных федеральных органов исполнительной и законодательной власти и администраций заинтересованных регионов. Доклады и последующие обсуждения, состоявшиеся в ходе конференции «Морской туризм», по мнению участников, позволили всесторонне рассмотреть проблемы сферы круизного, паромного и яхтенного туризма и выработать практические решения по развитию отрасли.

Участники конференции обращают внимание руководства Политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на недостатки, препятствующие эффективному развитию морского и речного туризма в Российской Федерации. В связи с этим участники конференции обращаются с просьбой к Съезду партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Председателю Партии В.В.Путину, Председателю Высшего совета партии Б.В.Грызлову, выступить с инициативами по выполнению следующих мероприятий:

1. В целях комплексного развития отрасли морского и речного туризма рекомендовать Правительству РФ издать распоряжение о разработке Федеральной целевой программы по развитию морского и речного туризма в Российской Федерации и утвердить Программу, Министерству спорта, туризма и молодежной политики РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и администрациями приречных и приморских регионов Российской Федерации – разработать Программу. В рамках данного проекта необходимо предусмотреть следующий комплекс мер:

1.1. Принять меры, направленные на создание, реконструкцию и развитие транспортной инфраструктуры (портов, портовых причалов, пристаней, вокзалов), укрепление береговой линии, очистку акваторий рек в местах основных стоянок пассажирских судов.

1.2. В целях обеспечения пассажирского флота России новыми судами:

1.2.1. При поддержке Министерства транспорта РФ создать рабочую группу по разработке технических заданий на создание проектов судов для морского и речного туризма. В рабочую группу включить представителей Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», представителей туристских фирм, судоходных и судостроительных компаний;

1.2.2. ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и ООО «Гама» подготовить предложения по строительству пассажирских судов на отечественных судостроительных предприятиях;

1.2.3. Разработать меры по привлечению финансовых средств инвесторов, заинтересованных в строительстве и использовании пассажирских судов;

1.2.4. Министерству промышленности и торговли РФ, Министерству финансов РФ проработать вопросы введения механизма государственного лизинга, либо возмещения более 50% затрат на уплату процентов по кредитам на приобретение маломерных речных судов для перевозки туристов;

1.2.5. Принять меры по снижению или отмене таможенных пошлин на ввоз круизных судов, не производимых и не планируемых к производству (в течение ближайших двух лет) на территории Российской Федерации.

1.3. Разработать комплекс мероприятий, направленных на развитие яхтенного туризма и спорта, в числе которых:

1.3.1. Осуществление государственной поддержки яхт-клубам, сохраняющим невысокие цены на аренду стояночных мест и льготы ветеранам яхтенного спорта;

1.3.2. Включение строительства современных яхтенных центров в соответствующие программы развития особых экономических зон туристско-рекреационного типа Российской Федерации;

1.3.3. Включение строительства яхт-клубов в планы создания игорных зон в Российской Федерации;

1.3.4. Создание на базе яхт-клубов сети парусных школ для детей и яхтенных школ для взрослых;

1.3.5. Расширение практики организации и проведения всероссийских и региональных соревнований, в частности, детских, по яхтенному спорту;

1.3.6. Предоставление льгот экономического характера отечественным предприятиям – производителям судов маломерного флота, строителям марин, водных заправок, причальных стенок и других объектов инфраструктуры водного туризма;

1.3.7. Разработка специального регламента для оформления и пропуска через государственную границу яхт и их экипажей.

1.4. В рамках государственной поддержки туристской отрасли в условиях экономического кризиса предусмотреть субсидирование части затрат владельцев туристских судов на приобретаемое бункерное топливо для морских или речных круизов. Также предусмотреть государственное субсидирование по организации пунктов сбора сточных вод судов.

1.5. Органам регионального и местного самоуправления подготовить инвестиционные предложения с целью развития объектов инфраструктуры припортовых и причальных территорий (строительство кафе, сувенирных салонов, центров ремесел и прочее) с включением предложений в региональные программы развития туризма.

1.6. В целях продвижения круизного турпродукта на российский и международный рынки необходима эффективная PR поддержка: большое количество рекламно-информационной продукции о круизном туризме на разных языках, льготное участие в выставках, реклама в СМИ, проведение информационных туров и т.п. В связи с этим Федеральному агентству по туризму РФ сформировать программу рекламно-информационной поддержки морского и речного туризма.

1.7. Создать условия для качественной подготовки кадров сферы круизного туризма.

2. В целях комплексной разработки Федеральной целевой программы по развитию морского и речного туризма в Российской Федерации сформировать рабочую группу по подготовке программы в составе представителей Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства регионального развития РФ, Федерального агентства по туризму РФ, административной группы Проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ».

3. В целях создания условий для оптимизации туристских маршрутов в приграничных морских регионах РФ и ускорения прохождения пограничного контроля круизными пассажирами:

3.1. Рекомендовать Федеральному агентству по обустройству государственной границы РФ открыть пункт пропуска в г. Балтийск для пассажирского сообщения.

3.2. Рекомендовать Правительству РФ принять нормативно-правовой акт, позволяющий осуществлять таможенно-пограничное оформление иностранных туристов непосредственно на круизных судах, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации и стоящих в акватории необорудованного пункта пропуска.

3.3. Рекомендовать Правительству РФ принять нормативно-правовой акт, определяющий процедуру, регламентирующую сроки, необходимые для получения разрешения на движение круизного иностранного судна в соответствии с туристской программой круиза вдоль береговой линии Севера Камчатского полуострова и Чукотского автономного округа.

3.4. С января 2009 года введена обязательная процедура заполнения миграционных карт для иностранных граждан – пассажиров и членов экипажа круизных судов и паромов, прибывших в безвизовом режиме в Российскую Федерацию на срок до 72 часов. Оформление миграционных карт значительно (до 4 часов) увеличивает время прохождения паспортного контроля указанными лицами, что существенно сокращает период выполнения туристической программы, негативно влияет на качество услуг, предоставляемых круизным пассажирам, и, как следствие, на туристическую привлекательность Российской Федерации. Все туристы круизных и паромных судов находятся на территории Российской Федерации менее 72 часов, вследствие чего они освобождаются от учета по месту пребывания. В связи с этим рекомендовать Федеральной миграционной службе подготовить и внести на рассмотрение Правительства Российской Федерации для последующего внесения в порядке законодательной инициативы проект федерального закона, предусматривающего внесение изменений в действующее законодательство в части исключения обязательной процедуры оформления миграционных карт иностранными гражданами – пассажирами круизных судов и паромов.

3.5. Рекомендовать Федеральному агентству по обустройству Государственной границы Российской Федерации принять меры по обустройству пассажирских пунктов пропуска в морских портах, предусмотрев сокращение времени обслуживания пассажиров за счет применения электронно-считывающих устройств.

3.6. Рекомендовать администрациям Калининградской, Астраханской областей и Камчатского края направить в установленном порядке в Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ предложения об установлении сезонных пассажирских пунктов пропуска, предназначенных для обеспечения круизных перевозок:

Калининградская область:

  • в Мамоново (Краснофлотская гавань);
  • на Балтийской косе (Балтийск-Пяски);
  • на реке Лаве (Правдинск-Стопки);
  • на Мазурском канале;
  • Зеленый мыс – Русне;
  • на озере Выштинец.

Камчатский край:

  • Село Никольское, Командорские острова.

Астраханская область:

  • Морской порт Оля, Лиманский район;
  • Пассажирские причалы Астраханского речного порта, г.Астрахань.

Чукотский автономный округ:

  • г. Певек;
  • поселок Эгвекинот.

3.7. До настоящего времени не открыт в установленном порядке и в надлежащих пределах пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Большой порт Санкт-Петербург, на ряде причалов которого осуществляется прием круизных судов (Морской вокзал, причалы у Английской наб. и наб. Лейтенанта Шмидта). В связи с этим рекомендовать Федеральной службе по обустройству государственной границы Российской Федерации организовать в установленном порядке работу по открытию в морском порту Большой порт Санкт-Петербург морского постоянного грузопассажирского пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.

3.8. Возобновить работу пунктов пропуска по оформлению пассажирских судов под иностранным флагом в пунктах пропуска Чукотского автономного округа (морской пункт пропуска город Анадырь (был установлен постановлением Совета Министров СССР от 15.08.1990 года № 824, действующий на основании постановления Правительства РФ от 04.01.1992 года №11), морской пункт пропуска поселок Беринговский (установлен и функционирует на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.09.1992 года № 1686-р), морской пункт пропуска поселок Лаврентия был установлен постановлением Совета Министров СССР от 15.08.1990 года № 824, действующий на основании постановления Правительства РФ от 04.01.1992 года № 11).

3.9. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации внести в пункт 4.3 раздела 4 Типовых схем организации пропуска через государственную границу иностранных и российских судов заграничного плавания, членов экипажа, пассажиров, грузов и товаров в речных и морских портах РФ, утверждённых заместителями Министра транспорта РФ, руководителями Служб морского и речного флота 27 сентября 1999 г., дополнения следующего содержания: «Пограничный контроль спортивных и туристических яхт осуществлять у причала или на рейде пункта пропуска».

4. Рекомендовать Правительству РФ внести изменения в Постановление Правительства РФ от 07.05.2009 №397 «О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки». В данном постановлении в перечне портов обозначен порт города Калининград, куда в настоящее время паромы не пребывают, и не включен порт Балтийска, который принимает грузовые и пассажирские паромы. Кроме этого, в Калининградской области предполагается развитие паромных перевозок и портовых комплексов, в связи с чем просить Правительство РФ включить в перечень портов, через которые допускается въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки, порты Балтийска, Советска, Светлого, городов Пионерский, Рыбачий.

5. По признанию специалистов туристской отрасли, серьезным фактором, сдерживающим развитие круизов и яхтинга в России, является запрет на плавание судов под иностранным флагом по внутренним водным путям страны. Положение о получении разрешения на право плавания судов под флагом иностранного государства по внутренним водным путям Российской Федерации (в редакции Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219) предполагает практически неосуществимый порядок получения разрешения на проход судов под иностранным флагом по внутренним водным путям Российской Федерации. В связи с этим рекомендовать Государственной Думе РФ инициировать внесение изменений в федеральное законодательство, разрешающих плавание судам под иностранным флагом, в том числе маломерным, по внутренним водным путям РФ в некоммерческих целях.

6. В целях обновления флота пассажирских судов Российской Федерации обратиться к Министерству промышленности и торговли РФ – координатору Федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы» – с предложением учета технических требований, разработанных для туристических судов, при объявлении конкурсных торгов по следующим подразделам:

3.3.1. «Морские и речные пассажирские суда»
3.3.2. «Скоростные пассажирские суда»
3.2.9. «Паромы различного назначения»

7. С целью устранения пробелов в правовом регулировании яхтенного туризма просить депутатов фракции Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе РФ поддержать проект Федерального закона «О развитии яхтенного туризма в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Государственной Думе РФ.

8. Рекомендовать Всероссийской Федерации парусного спорта организовать подписание двухсторонних соглашений о сотрудничестве в сфере развития современных яхтенных центров, создания сети парусных школ для детей и яхтенных школ для взрослых, организации и проведения международных соревнований по яхтенному спорту с Федерациями парусного спорта Ирана, Азербайджана, Туркменистана и Казахстана в рамках саммита Прикаспийских государств.

9. Активное развитие въездного туризма в сибирских и дальневосточных регионах России во многом сдерживают высокие авиационные тарифы на перелет из Европейской части континента. В связи с этим просить Правительство Российской Федерации ввести субсидирование авиаперелетов на Дальний Восток и Восточную Сибирь для российских и иностранных туристских групп при наличии выкупленных туристских путевок на морской или речной круиз.

10. Просить Министерство транспорта РФ включить в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» разработку проектной документации на проведение дноуглубительных, работ по реконструкции или строительству портовых причалов, пристаней, по благоустройству и прокладке сетей инженерной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры и на условиях государсвтенно-частного партнерства провести полный комплекс перечисленных работ

10.1. По развитию круизной инфраструктуры в круизных центрах:

Санкт-Петербурга (объекты инфраструктуры речного пассажирского транспорта);

Нижегородской области:

  • Чкаловск, г.Балахны, п.Макарьева, г.Лысково, г.Павлово;

Красноярского края:

  • г.Красноярск, г.Дудинка, Игарка, Енисейск, с.Ворогово, в пункте начала пешеходного маршрута в ГУЛАГ (с.Ермаково);

Мурманской области:

  • г.Мурманск, п.Сосновка, п.Чапома, п.Чаваньга, п.Тетрино;

Республики Татарстан:

  • Верхний Услон, Камское Устье, Болгары, Свияжск, Камские Поляны, Елабуга;

Ярославской области:

  • г.Рыбинск, г.Тутаев, г.Мышкин, г.Пошехонье;

Республики Бурятия:

  • г.Улан-Удэ, п.Нижнеангарск, п.Баргузин, п.Усть-Баргузин, с организацией в одном из них центра круизов на озере Байкал;

Сахалинской области:

  • г.Невельск, остров Монерон (МО «Невельский муниципальный район»), г.Корсаков, г.Холмск;

Астраханской области:

  • г.Астрахань.

10.2. По развитию инфраструктуры обслуживания маломерных судов под иностранным флагом и российских маломерных судов заграничного плавания в Санкт-Петербурге (создание многофункционального центра обслуживания маломерного флота).

11. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 623-р от 05.05.2008 года внесены изменения в Перечень внутренних водных путей РФ, предусматривающие перенос их границ по р.Дон выше города Ростова-на-Дону. На территории области из состава внутренних водных путей исключен участок магистрального водного пути от приёмного буя Азово-Донского канала до посёлка Аксай. Однако перенос границ может негативно отразиться на дальнейшем развитии судоходства на Нижнем Дону, так как внесенные изменения требуют вложения значительных финансовых средств на переоснащение судов (в том числе осуществляющих внутренние перевозки), средств навигационного оборудования и систем управления движением судов в соответствии с международными требованиями, дополнительную переквалификацию плавсостава речных судов, а также приводят к невозможности использования существующих речных судов для организации социально-значимых, туристических, пассажирских и каботажных грузовых перевозок. В связи с этим рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о внесения изменений в Распоряжение Правительства РФ № 623-р от 05.05.2008 года в части установления границы внутренних водных путей РФ на р.Дон в створе ростовского разводного железнодорожного моста с 3121 км. на 3136,7 км. по Атласу ЕГС Европейской части России, том № 8, часть 2.

12. С целью комплексного развития туристической отрасли во всех регионах РФ рекомендовать Министерству спорта, туризма и молодежной политики РФ внести дополнения в Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года с учетом конфигурации пространственного развития и принципов совершенствования системы государственного регионального управления, определенных в проекте Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации.

Все прошедшие мероприятия

Организатор мероприятия


При поддержке

  • минтранс