на пути к цели



Партнеры


196191, Санкт-Петербург, Ленинский пр., 168

Тел.: +7 (812) 327-93-70

E-mail: info@confspb.ru



Конференция Кадровая политика 2010

16 - 17 декабря 2010 г., Санкт-Петербург, гостиница «Corinthia Hotel St. Petersburg», Невский проспект, 57
 

Резолюция

РЕЗОЛЮЦИЯ
III Всероссийской конференции
«Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ.
Кадровая политика»

Проект Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
"Санкт-Петербург - морская столица РОССИИ"

 

25 февраля 2011

г. Санкт-Петербург

16-17 декабря 2010 года в Санкт-Петербурге в рамках Проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург — морская столица РОССИИ» состоялась III Всероссийская конференция «Кадровая политика», посвященная вопросам кадрового обеспечения транспортного комплекса России.

Мероприятие прошло при участии Государственной Думы РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. В работе конференции приняли участие более 300 человек, представляющих органы исполнительной власти, ведущие учебные заведения, крупнейшие транспортные и промышленные предприятия («Штокман Девелопмент АГ», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «АК «Транснефть») более 30 регионов России, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманской, Ростовской, Калининградской, Иркутской, Тюменской областей, Красноярского и Хабаровского края, Республики Саха (Якутия).

Участники конференции, обсудив ситуацию, сложившуюся сегодня в системе подготовки кадров для транспортных предприятий, и вопросы, касающиеся обеспечения отрасли квалифицированными специалистами, отметили следующее:

Системе транспортного образования принадлежит особая роль в реализации транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, однако, базовая подготовка специалистов транспортной отрасли (на уровне средних специальных и высших учебных заведений) остается неудовлетворительной. Образовательные программы, как и устаревшее учебное оборудование, не отвечают современным требованиям.

По мнению участников конференции, кадровая политика на транспорте должна быть ориентирована на обеспечение более высокой профессиональной квалификации персонала, эффективное управление трудовыми ресурсами, справедливую систему оплаты труда работников транспортной отрасли, снижение риска безработицы среди выпускников учебных заведений, тесное взаимодействие образовательных учреждений с транспортными организациями, являющимися потенциальными работодателями.

Кадровое обеспечение транспортной отрасли следует привести в соответствие с современными международными стандартами и требованиями развивающего рынка перевозок. Оптимальным образом реализовать такой подход можно с помощью создания и утверждения государственной программы кадрового обеспечения отрасли, формирования эффективной, актуальной и саморегулируемой системы кадрового обеспечения комплекса, соответствующей его стратегическим потребностям.

В первую очередь, опираясь на глубокий анализ транспортного рынка, необходимо создавать в учебных заведениях систему подготовки кадров, позволяющую выпускать высококвалифицированных специалистов качественно нового уровня для предприятий транс¬порта, в которых на сегодняшний день нуждается отрасль.

В Министерстве образования и науки РФ видят решение проблемы в преодолении разрыва между представлениями преподавательского состава вузов и требованиями работодателей, касающимися основных направлений подготовки кадров. Результатом модернизации профессионального образования, отмечают специалисты, является существенное развитие системы непрерывного образования и объединение учебных планов с корпоративными интересами компаний.

Недостаточный уровень качества жилищных условий либо их полное отсутствие, снижение средней заработной платы на транспорте по сравнению со средней заработной платой в целом по России заставляют выпускников транспортных учебных заведений работать в других отраслях экономики, где уровень оплаты труда выше, или находить работу по профилю за границей. Очевидна необходимость закрепления выпускников экономическими методами, применяемыми в системе рыночной экономики.

В качестве одной из новаций Министерство транспорта РФ планирует введение дополнительных налоговых преференций. Льготы получат работодатели, которые, используя систему целевую подготовку кадров, приобретают или строят жилье для молодых специалистов. В этом случае, средства, используемые в интересах работников, будут учтены при исчислении налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль. Участники конференции «Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ. Кадровая политика» поддержали данное предложение и приняли решение обеспечить сопровождение данной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Участники III Всероссийской конференции «Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ. Кадровая политика» уделили внимание вопросам предоставления специалистам социальных гарантий, обозначенных в международной системе регулирования труда. Так, при расширении системы целевой контрактной подготовки специалистов и установления посредством заключения договоров трудовых обязанностей выпускника, в случае отказа от распределения или досрочного увольнения с работы он должен вернуть средства, потраченные работодателем на специальную подготовку и обеспечение практики.

Улучшение материальной базы высших учебных заведений один из ключевых моментов государственной транспортной политики: согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 219 ряд вузов получил поддержку на развитие инновационных площадок на собственной базе; действуют программы федеральных исследовательских университетов, в рамках которых вузы ежегодно получают два – три десятка миллионов долларов; также в вузах эффективно заработала система предоставляемых тендеров на разработку инновационных программ, количество которых в будущем будет увеличиваться. Кроме того, особое место в кадровой транспортной политике отводится формированию технологических платформ. Подано более 150 предложений, и треть из них – платформы, координаторами которых являются высшие учебные заведения.

Также согласно предложению Министерства образования РФ в 2011 году региональные администрации должны подготовить свои комплексные программы развития профессионального образования. В рамках этих программ будет найден баланс использования федерального и регионального бюджетов в части комплексирования высшего (в основном федерального) и среднего (в основном регионального) профессионального образования.

В наименее благоприятных условиях оказались российские судоходные компании, суда которых зарегистрированы под российским флагом. Российские моряки, получившие образование в вузах нашей страны за счет госбюджета и хорошую практическую подготовку на судах российских судоходных компаний, предпочитают работу в иностранных судоходных компаниях. Особенности налогообложения доходов и фонда оплаты труда моряков не позволяют устанавливать морякам заработную плату на уровне рекомендованных ITF мировых стандартов. В этой связи кадровая политика транспортной отрасли России должна быть нацелена на внесение изменений в действующие нормативные акты, обеспечить социальную защищенность моряков, работающих на судах под российским флагом, повысить престиж и безопасность морской профессии.

Одно из важных изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» предложил внести Минтранс России в части предоставления отсрочки от призыва на военную службу для студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, до завершения образования независимо от возраста. Также необходимо проработать положения, связанные с несением военной службы студентами транспортных учебных заведений, и рассмотреть возможность альтернативной гражданской службы при условии работы в федеральных государственных предприятиях транспортного комплекса.

В рамках конференции с предложением внести изменения в Федеральный закон от 24.10.2007 № 232-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части предоставления права получения высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста выступил Минтранс России. В связи с выходом данного закона получение высшего профессионального образования по сокращенным программам с 2008 года допускается только при подготовке бакалавров и не допускается по программам подготовки специалитета.

Министерством образования и науки Российской Федерации данное предложение рассмотрено, а материалы, представленные Минтрансом России по указанному вопросу, планируется использовать при подготовке аналитической записки и проекта протокольного решения к заседанию Президиума Правительства Российской Федерации по вопросу «О проекте концепции развития непрерывного образования».

В ходе конференции ее участники обсудили задачи, которые стоят сегодня перед авиатранспортной отраслью России. Говоря о программе обучения и подготовки авиационного персонала, делегаты отметили, что ее целью является внедрение эффективной системы управления факторами опасности и рисками до приемлемого уровня безопасного функционирования воздушного транспорта и обеспечение конкурентоспособности российских авиаперевозчиков. Кроме того, в рамках программы предусмотрены аспекты научной разработки, проектирования и внедрения эффективной системы специальной профессиональной подготовки. Данная система, гармонизированная с требованиями ИКАО, базируется на нормативно-правовом и программно-целевом принципах управления качеством подготовки и сертификации авиационного персонала по показателям безопасности и носит национальный характер по подготовке и обучению авиационного персонала, обеспечивающего безопасность на воздушном транспорте. Пакетный подход к разработке законодательной и нормативной базы в виде федеральных правил (ФАП) и руководств, регламентирующих национальную систему подготовки и сертификации авиационного персонала, позволит создать мощные образовательные ресурсы в обеспечении всеобщего управления безопасностью. Этому должна предшествовать разработка и утверждение Полномочным органом ГА РФ «Отраслевой Программы качества подготовки и сертификации авиационного персонала ГА РФ».

На конференции «Кадровая политика» особое внимание было уделено потребности отечественного рынка труда в логистах и специалистах по управлению цепями поставок. Учитывая мировые тенденции и переход на двухуровневую систему подготовки бакалавров и магистров, Учебно-методическое объединение (УМО) по логистике Министерства образования и науки Российской Федерации считает, что рынок труда России требует бакалавров нового профиля в обозначенных областях деятельности, эффективную профессиональную подготовку которых необходимо вести в отдельном направлении, отличном от направления «Менеджмент». Направление подготовки квалифицированных логистов с учетом отраслевой специфики и современных SCM-технологий будет способствовать удовлетворению потребностей российского рынка труда в высококвалифицированных специалистах, укреплению кадрового потенциала отечественных предприятий и усилению их конкурентоспособности. По мнению участников конференции, в нашей стране должна быть создана многоотраслевая система подготовки логистов по двум базовым специальностям: «Логистика» и «Управление цепями поставок». Эффективно это может быть сделано только в рамках отдельного направления.

Участники конференции обращают внимание руководства Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на недостатки, препятствующие обеспечению транспортного комплекса Российской Федерации квалифицированными кадрами, и обращаются с просьбой к Съезду партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Председателю Партии В.В.Путину, Председателю Высшего совета партии Б.В.Грызлову, выступить с инициативами по выполнению следующих мероприятий:

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1.1.
Проработать вопрос о возможности подготовки проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ, предусматривающего исключение из п. 7 ст. 11 положения, в соответствии с которым получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста не допускается;

1.2. Проработать вопрос о возможности подготовки проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, предусматривающего закрепление в подпункте «а» п. 2 ст. 24 нормы, в соответствии с которой право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, получающие образование по очной форме обучения по специальностям подготовки плавсостава в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях по программам среднего профессионального образования, на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

1.3. Дополнить п. 2 ст. 8 («Основные задачи высшего учебного заведения») Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 №125-ФЗ пунктом «Удовлетворение потребностей отраслей народного хозяйства в подготовке квалифицированных специалистов». Закрепить в Федеральном законе обязанность выпускников федеральных учебных заведений, обучившихся за счет средств государственного бюджета, проработать в российских компаниях не менее 3-х лет.

2. Правительству Российской Федерации:
2.1.
Проработать вопрос о возможности внесения изменений в Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 71, в части регламентации порядка, в соответствии с которым гражданам, призванным на военную службу в период обучения в государственных образовательных учреждениях профессионального образования, при увольнении с военной службы сохраняется право на продолжение образования в тех же образовательных учреждениях, в которых они обучались до призыва (п. 5 ст. 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»), в том числе в части наличия в высшем учебном заведении вакантных мест и установления срока, прошедшего после отчисления; Данные изменения необходимы в связи с тем, что в настоящее время, в соответствии с пунктом 73 указанного Типового положения, студент имеет право на восстановление в высшем учебном заведении, где он обучался, в течение 5 лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он проходил обучение до отчисления, при наличии в высшем учебном заведении вакантных мест, что является ограничением нормы установленной пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

2.2. Пересмотреть действующие законодательные акты, регулирующие вопросы ипотечного кредитования, с учетом специфики работы на морском транспорте: сменность работы (5 мес. работа - 5 мес. отдых), работа на судах российских судовладельцев, зарегистрированных под иностранным флагом, наличием паспорта моряка (удостоверения личности моряка), определив иной, более простой порядок получения ипотечных кредитов. Снизить весьма высокие процентные ставки по ним;

2.3. Ввести в Трудовой кодекс РФ новые формулировки: «аутсорсинг» (передача на договорной основе традиционных функций организации внешним исполнителям, специализирующимся на соответствующих видах деятельности) и «аутстаффинг» (привлечение компанией на время выполнения определенного проекта внештатного специалиста (фрилансера), имеющего соответствующие знания, профессиональные навыки и опыт);
 

2.3.1. Внести в ст. 209 «Основные понятия» Глава 33. «Общие положения» Раздел X. «Охрана труда» Трудового кодекса РФ в абзац: «Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя» следующие изменения: «Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя, кроме случаев неполного аутсорсинга (предоставления персонала в аренду) или аутстаффинга (вывода за штат), когда предоставляемый работник оказывает услугу, выполняет работу на рабочем месте, организуемом Заказчиком, под оперативным руководством ответственных лиц Заказчика услуги (работы)»;

2.3.2. Внести изменения в ст. 65 «Документы, предъявляемые при заключении трудового договора» Трудового кодекса РФ: «Разрешение на работу сроком до 1 (одного) года для иностранных граждан, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации»;  

2.3.3. В ст. 59 «Срочный трудовой договор» ТК РФ абзац: «По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться» дополнить фразой «с иностранными гражданами на время действия разрешения на работу (срок до одного года)»;

2.3.4. В ст. 59 «Срочный трудовой договор» Трудового кодекса РФ в абзаце: «с лицами, поступающими на работу к работодателям - субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей)» исключить фразу: «численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек)»;

2.3.5. В ст. 11 «Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе» Налогового кодекса РФ в абзац: «обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца» внести следующие изменения:
«обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудовано не менее 5 (пяти) стационарных рабочих мест. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение, кроме случаев неполного аутсорсинга и аутстаффинга. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца»;

2.4. Принимая во внимание, что Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним образованием (далее Положение), утвержденное Постановлением Правительства от 19.09.1995 № 942, на сегодняшний день не работает, а средства, выделяемые из госбюджета на подготовку специалистов морского флота, фактически расходуются в большей степени на подготовку этих специалистов для иностранных судовладельцев, предлагаем внести изменения в текст Положения, которые исключат двусмысленное его толкование и помогут Положению заработать в интересах государства, учебных заведений и российских судоходных компаний. Это поможет российским судоходным компаниям упорядочить работу по заключению трехсторонних договоров с курсантами и гарантировано обеспечить Компании необходимым количеством специалистов, повысить дисциплину и ответственность курсантов;

2.4.1. Пункты Устава о дисциплине работников морского и других видов транспорта привести в соответствие Трудовому кодексу в части порядка наложения дисциплинарных взысканий (строгий выговор и выговор), и утвердить его Федеральным законом в соответствии со ст. 330 Трудового кодекса РФ;

2.4.2. Принять новый «Устав службы на судах морского флота», в котором были бы отражены все изменения, произошедшие в отрасли и в Российском законодательстве в последние годы;

2.4.3. Включить в раздел 12 Трудового кодекса РФ Главу «Особенности регулирования труда работников морского транспорта», касающуюся специфики работы морского транспорта;

2.5. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.1992 № 1515-р курсантам высших учебных заведений Минсельхоза России и Минтранса России, находящихся на полном государственном обеспечении, с 1 июля 1992 года была установлена стипендия в размере 50 процентов от минимального размера оплаты труда и с 1 января 2001 года и до настоящего времени составляет 100 рублей (Федеральный закон от 7.08.2000 № 122-ФЗ).

В то же время выплата стипендии студентам производится в соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Размер стипендии, установленный с 01.07.2000 и равный двукратному минимальному размеру оплаты труда, зафиксированному Федеральным законом, в последующем изменялся уже шесть раз: с 01.01.2001 до 200 рублей (Федеральный закон от 7.08.2000 № 122-ФЗ), с 01.09.2003 до 400 рублей (Федеральный закон от 7.07.2003 № 119-ФЗ), с 01.04.2005 до 500 рублей (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ), с 01.09.2005 до 600 рублей (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ), с 01.09.2007 до 900 рублей (Федеральный закон от 13.07.2007 № 131-ФЗ) и с 01.09.2008 до 1100 рублей (Федеральный закон от 15.07.2008 № 119-ФЗ).

Кроме того, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 71, особенности деятельности высших учебных заведений, осуществляющих в соответствии с международными требованиями подготовку плавательных составов морских судов, судов рыбопромыслового флота и летного состава воздушных судов, в части обеспечения ими обучающихся питанием, обмундированием и стипендией, определяются Правительством Российской Федерации, но соответствующего документа не принято до сих пор.

Рекомендуем включить в Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 71 решение о скорейшем принятии указанного документа и повышении стипендии курсантов соответственно уровню стипендиального обеспечения студентов;

2.6. Для стимуляции инвестирования в образование в сфере транспорта разработать и ввести в действие механизм субсидирования затрат расходов на профессиональную подготовку авиационных специалистов авиакомпаниям и летным учебным организациям ГА.

3. Министерству образования и науки Российской Федерации:
3.1.
Содействовать сохранению системы непрерывного отраслевого профессионального образования, включающей создание единой вертикали обучения специалистов: от младших специалистов до руководящих работников с определением структуры образовательных учреждений и единых образовательных стандартов;

3.2. Способствовать улучшению материально-технического снабжения в образовательных учреждениях: установить новые (современные) и модернизировать действующие тренажеры, учебные комплексы, оснастить учебные заведения современными техническими средствами обучения;

3.3. Взять под особый контроль подготовку технического персонала (инструкторов), обслуживающего в образовательных учреждениях системы и средства обучения;

3.4. Проработать вопрос о возможности внесения изменения в п. 29 Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 21.10.2009 № 442, в части необходимости представления лицами с ограниченными возможностями здоровья по своему усмотрению оригинала или нотариально заверенной копии (в действующей редакции - ксерокопии) справки об установлении инвалидности или заключения психолого-медико-педагогической комиссии;

3.5. Проработать вопрос о возможности согласования подготовленного Министерством транспорта РФ проекта распоряжений Правительства Российской Федерации об отнесении государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирская автомобильно-дорожная академия (СИБАДИ)» к ведению Федерального дорожного агентства (Росавтодора), а также предложения по включению в состав транспортных высших учебных заведений средних специальных учебных заведений, находящихся в ведении Министерства образования и науки РФ, в том числе автодорожных и автотранспортных;

3.6. В п. 14 «Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 26.12.2008 № 396, закрепить обязанность осуществлять в пределах бюджетных мест целевой прием обучающихся специалистов в области судовождения и технической эксплуатации судов только в соответствии с договорами, заключенными с судоходными компаниями в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего профиля и организовывать на эти места отдельный конкурс. Заключение трехстороннего договора: ВУЗ – абитуриент – судоходная компания позволило бы повысить социальную защищенность студенчества морских вузов без привлечения дополнительных бюджетных ассигнований;

3.7. Незамедлительно приступить к разработке Программы отраслевой системы качества образования и сертификации авиационного персонала ГА РФ;

3.8. Привести в соответствие с российскими и международными требованиями нормативно-правовую базу, регулирующую систему подготовки авиационных специалистов;

3.9. Включить в «Государственную программу обеспечения безопасности функционирования ВТ» раздел «Национальная система образования авиационного руководящего персонала, обеспечивающего безопасность функционирования ГА РФ» (приложение к Концепции «План мероприятий, направленных на реализацию государственной программы обеспечения безопасности полётов и предупреждения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации», подготовленную ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский Университет ГА (СПб ГУГА»));

3.10. Рассмотреть возможность существенного увеличения выпускной способности высших и средних учебных заведений по специальности «инженер-пилот»;

3.11. Рассмотреть возможность повышения заработной платы преподавателей вузов на фоне общего повышения требований к их квалификации;

3.12. Создать систему наставничества, преемственности, накопления уникального опыта, сформировать общегосударственную «Базу знаний».

4. Учебным заведениям
4.1.
Повысить степень взаимодействия потенциальных работодателей (директоров по персоналу) с учебными заведениями на предмет формализации требований на средне - и долгосрочную перспективу к подготовке молодых кадров и выявления проблем, препятствующих обеспечению этой подготовки, для содействия в их решении, в том числе с привлечением государственных органов;

4.2. Создать в учебных заведениях систему подготовки, позволяющую выпускать специалистов качественно нового уровня для предприятий транс¬порта: специалистов-менеджеров, организаторов производства, способных ставить и решать задачи развития науки, техники и технологии на перспективу.

4.3. Увеличить количество часов практических занятий, в том числе с целью развития навыков работы на современной технике и оборудовании;

4.4. Дополнить образовательную программу следующими дисциплинами: «Бережливое производство», «Современные методы управления», «Инновационный менеджмент», «Деловой этикет»;

4.5. Подготовить обращение в Министерство образования и науки РФ о расширении возможностей учебных заведений принимать абитуриентов на обучение по целевой контрактной подготовке

5. Министерству обороны РФ
5.1.
Предоставить выпускникам морских учебных заведений, обучавшихся по специальностям «Морское судовождение», «Эксплуатация судовых силовых установок», «Эксплуатация судового электрооборудования», отсрочку от призыва на срочную службу в Вооруженные силы России на период их работы на судах российских судоходных компаний, суда которых зарегистрированы под государственным флагом России;

5.2. Решить вопрос о бронировании специалистов командного состава, работающих на судах, которые являются государственной собственностью (ледоколы) и находятся в управлении российских судоходных компаний, и освобождении их на этот период от призыва на срочную службу;

5.3. Включить российские судоходные компании, суда которых зарегистрированы под российским флагом, в список объектов для прохождения альтернативной службы.

6. Министерству транспорта Российской Федерации:
6.1
. Создать Общественный совет по рынку труда, призванный выступать регулировщиком интересов трех сторон: государственных организаций, кадровых агентств и трудоспособного населения с целью развития кадрового потенциала, формирования кадрового резерва и обеспечения эффективного трудоустройства населения России;

6.2. Ввести долгосрочное планирование трудовых ресурсов для транспортной отрасли (минимум на 10 лет вперед);

6.3. В целях формирования привлекательного образа компаний транспортной отрасли как работодателя в глазах абитуриентов и студентов профильных вузов поручить главам регионов (губернаторам) выступить заказчиком регулярного, ежегодного отраслевого обзора оплаты труда и предоставляемых льгот в компаниях транспортной отрасли с привлечением региональных компаний всех секторов данной сферы в форме участников обзора;

6.4. Совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, согласно прогнозным потребностям транспортной отрасли, наращивать прием абитуриентов в транспортные вузы до необходимого уровня;

6.5. Учитывая неудовлетворительный уровень технологической и производственной дисциплины, в большинстве случаев связанный с низкой квалификацией кадров, рекомендуем ускорить разработку и принятие единых профессиональных стандартов для кадров транспортной отрасли в соответствии с национальной рамкой квалификаций РФ.

6.6. При содействии Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства морского и речного транспорта сформировать кадровый резерв для транспортной отрасли и проводить постоянную работу с его представителями на основе индивидуального подхода;

6.6.1. Провести работу по ранжированию должностей, которые будут сформированы в самостоятельные группы; для ключевых групп установить систему многоуровневого тендерного отбора;

6.6.2. Разработать программы развития персонала с целью решения не только текущих, но и перспективных задач по развитию отрасли на основе совершенствования систем обучения, служебно¬го продвижения работников и подготовки резерва для выдви¬жения на руководящие должности;

6.6.3. Взаимодействовать с западными коллегами в сфере подбора, обучения, адаптации персонала с целью дальнейшего формирования цивилизованного кадрового рынка России;

6.7. В целях повышения инвестиционной привлекательности транспортных компаний содействовать привлечению частных инвесторов в развитие отрасли на основе государственно-частного партнерства;

6.7.1. Содействовать дальнейшему развитию государственно-частного партнерства в кадровой индустрии с привлечением иностранных специалистов;

6.7.2. Предусмотреть в бюджете долевое финансирование обучения специалистов государством и бизнесом на паритетных началах и на условиях социального партнерства;

6.7.3. Обязать руководителей транспортных предприятий обеспечить постоянное повышение квалификации ключевых сотрудников. Усовершенствовать систему аттестации руководителей и специалистов отрасли, повышающую объективность и точность результатов;

6.7.4. Рекомендовать транспортным предприятиям оказывать всестороннее содействие государственным организациям в вопросах полноценного трудоустройства граждан;

6.8. Предлагаем способствовать модернизации транспортной отрасли посредством инновационных технологий и разработок (в т.ч. энергосберегающих) в связи с высоким моральным и физическим износом основных производственных фондов, низкой степенью автоматизации технологических процессов;

6.8.1. Стимулировать руководителей вузов и транспортных организаций, успешно выполнивших задачи государства по энергосбережению, модернизации основных производственных фондов, внедрению инноваций, повышению скорости, качества и доступности транспортных услуг, посредством предоставления налоговых и иных льгот;

6.8.2. Содействовать увеличению доли автоматизированных систем управления технологическим процессом на транспорте;

6.8.3. Повысить требования к квалификации персонала, которые позволят в совершенстве владеть сложной современной техникой, использовать инновационные продукты и технологии на транспорте. Активно вовлекать отраслевые кадры в процессы разработки и внедрения инновационных технологий и инновационных продуктов на транспорте в форме совместного участия в научно-исследовательских проектах, научно-практических конференциях, выставках и др.;

6.9. Повысить престиж гражданской авиации и морских специальностей с целью профессиональной ориентации молодежи России;

6.9.1. Развернуть крупномасштабную кампанию в СМИ, направленную на пропаганду положительного образа транспортных профессий;

6.9.2. Производить мультфильмы, фильмы, песни, организовывать городские праздники, выставки и другие мероприятия, направленные на повышение престижности транспортных профессий.

7. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
7.1.
В целях обеспечения охраны труда и здоровья сотрудников на более высоком уровне расширить перечень услуг обязательного медицинского страхования и порядок их предоставления;  

7.2. Ввести процедуру обязательного освидетельствования моряков на СПИД при приеме их на работу и ежегодном медицинском освидетельствовании;

7.3. Изменить порядок исчисления страхового стажа при выходе на пенсию по старости в части определения периодов работы в составе экипажей FOC судов.

8. Федеральному агентству морского и речного транспорта (Росморречфлот):
8.1.
Принять необходимые технические и организационные меры по реализации требований конвенции МОТ № 185 «Об удостоверениях личности моряков», которая вступила в силу в феврале 2005 года;

8.2. Принять меры, касающиеся срыва установленных сроков обмена паспортов моряка, в т.ч. направленные на укрепление материальной базы Администраций морских портов России и введение необходимой дополнительной численности персонала;

8.3. Решить вопрос о применении администрациями портов при выдаче паспортов моряка и конвенционных документов (дипломов, подтверждений к дипломам, сертификатов) транслитерации написания ФИО моряка на английском языке в соответствии с требованиями, установленными к выдаче загранпаспортов;

8.4. Направить странам-участникам конвенции МК-185 по правительственным каналам информацию о необходимости признания действующих до 31.12.2013 паспортов моряка и неприменения санкций при обнаружении разночтений в написании ФИО моряка на английском языке в заграничном паспорте и паспорте моряка;

8.5. Добиться снятия необоснованных ограничений посещения моряками портов захода судна или ввести электронное уведомление и открытие визы (maritime crew visa - MCV).

9. Для повышения уровня профессионализма авиационного персонала отрасли и для качественной подготовки квалифицированных управленческих кадров Федеральным агентством воздушного транспорта и специалистами-учёными высших учебных заведений гражданской авиации разработать и принять следующие меры:
9.1.
Предусмотреть ежегодное финансирование научных работ и научное сопровождение разработки и внедрения национальной отраслевой системы качества и инновационного образования авиационного (руководящего) персонала ГА;

9.2. Внести в федеральные авиационные правила ФАП-№128 раздел «Производство учебных полетов»;

9.3. В соответствии с ФЦП поставить в вузы ГА современные тренажеры КТС фирм «Боинг» и «Аэрбас»;

9.4. Совместно со службами ФСБ, МВД и Санкт-Петербургским Государственным Университетом Гражданской Авиации рассмотреть и утвердить концепцию и план реализации национальной программы обучения и подготовки авиационного персонала по безопасности функционирования воздушного транспорта, построенную на принципах менеджмента безопасности, основная задача которой будет заключаться в управлении устойчивостью, безопасностью и эффективностью воздушного транспорта ГА РФ;

9.4.1. Совместно со службами ФСБ и МВД на базе Университета гражданской авиации создать Головной научно-методологический центр, которому будет поручена координация разработки научно-исследовательских и учебно-методических работ в учебных заведениях гражданской авиации и других министерств и ведомств, направленных на совершенствование системы управления безопасностью и эффективностью функционирования гражданской авиации;

9.4.2. Поручить созданному Головному научно-методическому центру СПб ГУГА разработать план создания тренажеров различных систем и назначений по авиационной безопасности и технических предложений (заданий) на их изготовление;

9.4.3. Поручить Центру транспортной и авиационной безопасности ГосНИИ ГА провести подготовку преподавателей авиационной безопасности учебных заведений ГА по дисциплине «Транспортная безопасность»;

9.4.4. Определить перечень специалистов и руководителей ВТ, подлежащих обучению по данной дисциплине;

9.4.5. Разработать план мероприятий по внедрению в учебный процесс вузов ГА дисциплины (специализации) «Транспортная безопасность»;

9.4.6. Разработать и утвердить Методику профессионально-психологического отбора поступающих на обучение по транспортной и авиационной безопасности и периодического тестирования в ходе прохождения обучения;

9.4.7. С учетом существующей в ГА форме допуска к служебной и государственной тайне, разработать (уточнить) систему допуска обучаемых (прежде всего при дистанционном обучении) в вузах и АУЦ ГА к специальной (закрытой) информации и систему обеспечения необходимой информационной безопасности по курсам и направлениям транспортной и авиационной безопасности в учебном процессе;

9.4.8. На уровне эксплуатантов организовать обсуждение для выработки предложений по внесению изменений в ст. 56 Воздушного кодекса РФ по вопросу включения в состав лётных экипажей иностранных граждан;

9.5. Предложить авиакомпаниям РФ войти в состав попечительских советов профессиональных учебных организаций ГА для координации профессионального образования и организации практической помощи в подготовке авиационных специалистов;

9.6. Совместно с ведущими авиакомпаниями РФ проработать вопрос системы обязательных стажировок в авиаотрядах, авиакомпаниях, аэропортах командного, преподавательского, летно-инструкторского состава профессиональных учебных организаций ГА;

9.7. Принятое решение об отмене классности пилотов ГА РФ представляется ошибочным. Необходимо вернуть в ГА РФ классность как критерий контроля за профессиональным ростом пилота, что обеспечивает достаточный уровень безопасности полетов. Реформы современного авиационного законодательства в РФ не предложили иных форм такого контроля.

10. Федеральному агентству по рыболовству (Росрыболовство):
Региональные университетские (академические) рыбопромышленные комплексы должны стать органичной чертой образовательного пространства Российской Федерации на её выходах к трем океанам – Атлантическому (Калининград), Северно-Ледовитому (Мурманск) и Тихому (Владивосток).

Все прошедшие мероприятия

Организатор мероприятия


При поддержке