на пути к цели



Партнеры


196191, Санкт-Петербург, Ленинский пр., 168

Тел.: +7 (812) 327-93-70

E-mail: info@confspb.ru



Конференция Кадровая политика 2009

02 - 03 декабря 2009 г., Sokos Hotel Palace Bridge, Санкт-Петербург, В.О. Биржевой пер. 4 (смотреть на карте)
 

Резолюция

РЕЗОЛЮЦИЯ
II Всероссийской конференции GlobalPORT-2009
«Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ.
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА»

 

2 декабря 2009 г.

г. Санкт-Петербург

2-3 декабря в Санкт-Петербурге состоялась II Всероссийская конференция «Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ. Кадровая политика», организованная Партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Мероприятие прошло при участии Государственной Думы РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства образования РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства обороны РФ, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. В работе конференции приняли участие свыше 200 человек, представляющих органы исполнительной власти, учебные заведения, транспортные и промышленные предприятия более 30 регионов России, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманской, Астраханской, Рязанской, Нижегородской, Иркутской областей, Красноярского и Хабаровского края, Республики Саха (Якутия), а также руководители компаний из стран Балтии.

Участники конференции, обсудив ситуацию, сложившуюся сегодня в системе подготовки кадров для транспортных предприятий, и вопросы, касающиеся обеспечения отрасли квалифицированными специалистами, отметили следующее:

Проблема кадрового дефицита по-прежнему остается одной из ключевых в области обеспечения работниками транспортного комплекса России. Нехватка специалистов в первую очередь связана с тем, что часть выпускников учебных заведений транспортной сферы уходит в другие отрасли экономики, а также не прекращается отток высококвалифицированных кадров за рубеж.

Одновременно с этим в изменившихся экономических условиях перед отраслью встала новая задача – сохранение имеющегося кадрового потенциала на период временного снижения объемов работ. Общие усилия государства, работодателей, работников и профсоюзов отрасли позволили избежать массового высвобождения персонала. Был осуществлен перевод работников на неполное рабочее время, предоставлены отпуска без сохранения заработной платы, достигнута договоренность о переносе сроков индексации заработной платы.

Вместе с решением кризисных проблем приоритетной для отрасли остается работа, направленная на перспективное развитие кадрового потенциала.

Одним из важнейших элементов обеспечения транспортного комплекса является профессиональное образование работников. От уровня подготовки специалистов данной сферы зависит не только функционирование единой транспортной системы государства и интеграция России в мировое транспортное и экономическое пространство, но и безопасность перевозочного процесса, укрепление обороноспособности страны.

В результате вертикальной и горизонтальной интеграции вузов и ссузов транспортной отрасли были созданы 19 крупных образовательных комплексов. Это позволило обеспечить непрерывность обучения, ввести согласованные программы подготовки и переподготовки кадров, повысить качество образовательного процесса.

Как отмечают специалисты, научная деятельность и высокий инновационный потенциал вузов отрасли является стартовой площадкой для развития всего транспортного комплекса страны. Однако серьезной проблемой остается отсутствие комплексности научных исследований, а также низкая эффективность внедрения научных разработок. В этом году были предприняты важные шаги в направлении устранения этих препятствий. 2 августа 2009 года был принят Федеральный закон № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». В результате этого вузы получили возможность создавать малые инновационные предприятия, доходы от которых будут идти учебному заведению. Это создаст условия для развития фундаментальных и прикладных научных исследований, закрепления авторских прав на их результаты и последующего воплощения.

Вопрос повышения качества профессионального образования, как было замечено на конференции, сегодня выходит на первый план. Постоянно увеличивается роль материально-технической базы учебных заведений. Необходимость ее обновления продиктована возрастающей потребностью в подготовке и переподготовке специалистов, отвечающих современному уровню технической и технологической составляющих отрасли.

В то же время квалификация профессорско-преподавательского состава учебных заведений остается основным фактором, определяющим качество подготовки кадров для сферы транспорта. В 2009 году была введена новая система оплаты труда, что позволило увеличить заработную плату преподавателей и повысить эффективность их работы. Однако в области обеспечения учебных заведений работниками по-прежнему остается ряд проблем. Сегодня резко сокращается число молодых специалистов, желающих посвятить себя преподавательской работе, в связи с чем продолжается старение кадров. Кроме того, в сложившихся сложных экономических условиях наблюдается «скрытая миграция» высококвалифицированных преподавателей высшей школы, которые вынуждены заниматься деятельностью, не связанной с учебным процессом. Это приводит к потере ими квалификации, снижению интереса к преподавательской работе и ответственности за результаты своего труда.

Важным аспектом обеспечения качества подготовки специалистов для транспортной отрасли является непосредственный контакт с потребителями кадров. Инструментом этого является целевая контрактная подготовка, дающая возможность работодателям выставлять дополнительные требования, в том числе к содержанию программ и методик образования. Это позволяет подготовить выпускника, готового к работе в конкретной компании или предприятии. В настоящее время система целевой контрактной подготовки реализуется всеми транспортными вузами России.

Специалисты отрасли обратили внимание, что, учитывая новые экономические и демографические условия, необходимо повышать уровень взаимодействия вузов и организаций транспортного комплекса. На усиление интеграции учебных заведений и работодателей направлены дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации, введенные в действие с января 2009 года, которые позволяют предприятиям относить на себестоимость затраты на обучение персонала.

Несмотря на то, что практика применения механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) наиболее развита именно в транспортном комплексе, в том числе в области подготовки кадров, единое концептуальное видение развития ГЧП в России на сегодняшний день не выработано. Как было замечено на конференции в ходе панельной дискуссии, посвященной данному вопросу, сейчас практически отсутствует федеральная и региональная нормативно-правовая база в этой сфере.

В ходе мероприятия отдельно рассматривался вопрос необходимости разработки профессиональных стандартов для транспортной сферы. По мнению участников дискуссии, в настоящее время рано говорить о разработке стандартов в отрасли. Сегодня необходимо проводить работу по совершенствованию существующей квалификационной системы. Изменения должны быть направлены на обеспечение соответствия квалификационных характеристик современному уровню организации транспортного процесса и направлениям инновационного развития транспортного комплекса. Данная система, сформированная с участием работодателей, позволит создать базу для определения компетенций – главной составляющей государственных образовательных стандартов, на основании которых осуществляется подготовка кадров.

Представители отрасли обозначили необходимость подготовки специалистов-управленцев широкого профиля для работы в условиях единой транспортной системы, активного взаимодействия всех видов транспорта. В связи с этим важным событием конференции стало заключение соглашения о взаимодействии Проектов Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ», «Кадровый резерв – профессиональная команда страны» и «Инфраструктура России» в области формирования резерва управленческих кадров в сфере инфраструктуры и транспорта.

Участники мероприятия также отметили тенденции, характерные для отдельных отраслей транспортного комплекса.

Наиболее остро дефицит специалистов ощущается на водном транспорте. Это связано с устойчивым оттоком кадров в иностранные судоходные компании, где обеспечена высокая заработная плата и более полный социальный пакет. Хорошо подготовленные выпускники отраслевых учебных заведений также все чаще находят работу на берегу. Принимая во внимание предполагаемый рост тоннажа российского флота, а также потребности компаний, занятых добычей и транспортировкой углеводородного сырья с буровых платформ, кадровая проблема в данной отрасли, по оценкам специалистов, уже в ближайшие годы может обернуться кризисом.

В области подготовки кадров для водного транспорта в последнее время произошли положительные сдвиги, связанные с проведением государственной политики, направленной на обеспечение отрасли квалифицированными кадрами. Федеральное агентство морского и речного транспорта проводит работу в отношении ряда объектов в отраслевых вузах в рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России на 2010-2015 г.г.», что позволит увеличить предельный контингент обучающихся, определенный лицензией. Таким образом, появится возможность для увеличения контрольных цифр приема в учебные заведения.

Как отмечают специалисты, механизмы государственно-частного партнерства в подготовке кадров плавсостава пока работают слабо. Низкая инвестиционная привлекательность и отсутствие правовой базы сдерживают финансовую поддержку образовательных комплексов судоходными компаниями, портами и судоремонтными заводами.

Вместе с тем одной из основных проблем в области обеспечения качества подготовки персонала для водного транспорта остается вопрос организации практики. Специалисты подчеркивают сложившийся в данной сфере парадокс. В последние годы судовладельцы отмечают снижение практических навыков у выпускников морских учебных заведений. В то же время флот не заинтересован принимать курсантов в качестве кадетов для получения ими первичных профессиональных навыков. По мнению участников конференции, этот вопрос можно решить при помощи законодательных требований к судоходным компаниям по подготовке практикантов на судах.

Другим важным аспектом обеспечения качества подготовки является плавательная практика на учебных судах. В поселение годы произошло резкое сокращение количества учебных и учебно-производственных судов в России при отсутствии перспективы их пополнения. Это осложняет выполнение требований государственных образовательных стандартов и международной конвенции ПДНВ при обучении курсантов.

Особая ситуация с кадровым обеспечением, как отметили участники конференции, сложилась в гражданской авиации, где проблемы с занятостью связаны прежде всего с реструктуризацией отрасли и заменой типов воздушных судов. По предложению Министерства транспорта РФ, для снижения напряженности на рынке труда в данной области в 2010-2011 годах предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на опережающее профессиональное обучение штурманов и бортинженеров. Это позволит не только трудоустроить данную категорию работников, но и решить проблему дефицита пилотов.

Специалистами также была отмечена необходимость обновления материально-технической базы ведомственных учебных заведений и переучивания их преподавательского состава для обеспечения подготовки и переподготовки инженерно-технических работников, способных обслуживать новые типы воздушных судов, в том числе иностранные.

Вопрос уровня подготовки кадров в авиатранспортной сфере особенно важен, так как объекты воздушного транспорта по определению несут повышенную опасность. Влияние «человеческого фактора» на причины авиационных происшествий и катастроф с воздушными судами, согласно статистическим данным, является определяющим. Как заметили участники конференции, необходимо проводить более полную работу по подготовке экипажей, в том числе и психологической, к распознаванию начала развития особых ситуаций и действиям по их локализации.

В ходе конференции был также затронут вопрос подготовки кадров автомобильно-дорожного профиля. В условиях внедрения современной техники и сложного оборудования, работодатели отрасли и в этой сфере отмечают тенденцию дефицита подготовленных специалистов и отставание уровня квалификации работников от современных требований. Проблема во многом объясняется тем, что подготовка специалистов автомобильно-дорожного профиля находится вне ведения Минтранса России, что не позволяет своевременно оказывать влияние на содержание, объемы, структуру и качество образования. Отсутствует тесное сотрудничество работодателей и учебных заведений в сфере обеспечения последних базами для прохождения практики и оказания поддержки в приобретении современного оборудования и новой техники.

Особо остро проблема качества профессиональной подготовки кадров стоит перед российскими автотранспортными предприятиями, занимающимися международными автомобильными перевозками опасных грузов. С 1994 года не обновлялась Государственная программа подготовки водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов. В настоящее время данная программа не включает в себя информацию о грузах повышенной опасности и специальных антитеррористических мерах безопасности, об ограничениях проезда автотранспортных средств с опасными грузами через тоннели, о новых письменных инструкциях для водителя. Таким образом, российский водитель не получает всех необходимых для безопасной деятельности знаний, предусмотренных международными требованиями.

Участники конференции обращают внимание руководства Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на недостатки, препятствующие обеспечению транспортного комплекса Российской Федерации квалифицированными кадрами, и обращаются с просьбой к Съезду партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Председателю Партии В.В.Путину, Председателю Высшего совета партии Б.В.Грызлову, выступить с инициативами по выполнению следующих мероприятий:

1. С целью повышения качества подготовки и переподготовки специалистов транспортного комплекса Российской Федерации:

1.1. Основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников являются федеральные государственные образовательные стандарты, разработка, проведение экспертизы и утверждение которых обеспечивается Министерством образования и науки Российской Федерации. Однако, по мнению специалистов транспортной отрасли, необходима экспертиза и согласование образовательных стандартов по специальностям транспортной сферы Министерством транспорта Российской Федерации, прежде всего в части подготовки летного состава и специалистов для морского флота в соответствии с международными требованиями. В связи с чем просить Правительство Российской Федерации издать распоряжение о проведении Министерством транспорта Российской Федерации обязательной экспертизы и согласования федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям транспортной сферы;

1.2. В целях обеспечения соответствия знаний, умений и навыков, получаемых работниками, требованиям профессиональной деятельности, необходимо обновление квалификационных характеристик для профессий транспортной сферы. В связи с этим рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации при участии представителей компаний и предприятий отрасли продолжить работу по совершенствованию существующей квалификационной системы;

1.3. Для более эффективного использования научного потенциала высших учебных заведений и воспроизводства научных кадров для транспортной отрасли просить Правительство Российской Федерации продолжить работу по созданию на базе ведущих вузов транспорта отраслевых научно-исследовательских лабораторий и центров по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий на транспорте.

1.4. Рекомендовать Министерству обороны Российской Федерации предоставлять отсрочку от призыва на службу в вооруженных силах РФ лицам, обучающимся в учреждениях среднего профессионального образования по транспортным специальностям;

1.5. Рекомендовать Министерству обороны Российской Федерации и Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассмотреть возможность приравнивания работы выпускников учебных заведений Росморречфлота в российских судоходных компаниях в течение не менее 3 лет к службе в вооруженных силах РФ.

1.6. В целях совершенствования системы морского образования:

1.6.1. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации создать систему ресурсных центров морского образования на базе профильных образовательных учреждений в каждом регионе, где имеется сеть морских учебных заведений;

1.6.2. Просить Министерство транспорта Российской Федерации обеспечить морские учебные заведения Росморречфлота всеми видами тренажеров, подготовка на которых предусмотрена международными конвенциями.

1.7. В целях обеспечения оптимальной организации практики для студентов (курсантов) учебных заведений Росморречфлота:

1.7.1. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации разработать и реализовать программу выпуска учебно-производственных судов для прохождения плавательной практики студентами (курсантами) учебных заведений Росморречфлота, Министерству финансов Российской Федерации – обеспечить финансирование программы;

1.7.2. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации установить налоговые льготы (либо льготы по портовым сборам) для судовладельцев, суда которых принимают практикантов, в зависимости от количества практикантов и длительности их пребывания на судне;

1.7.3. Рекомендовать компаниям-судовладельцам с практикантами на борту обеспечить судно командным составом, несущим персональную ответственность за качество практической подготовки курсантов. При этом фонд доплат работников плавсостава за работу с практикантами должен включаться в затраты судоходной компании и не облагаться налогами.

1.8. В целях совершенствования системы подготовки кадров в автотранспортной сфере и повышения безопасности дорожного движения:

1.8.1. На данный момент отсутствуют единые утвержденные программы подготовки и переподготовки и контроль качества обучения педагогических кадров, осуществляющих подготовку водителей различных категорий, со стороны Минобрнауки России. Это приводит к тому, что к процессу обучения привлекается некомпетентный преподавательский состав. В этой ситуации целесообразно во всех регионах Российской Федерации определить базовые учреждения различных форм собственности и подчиненности, осуществляющие данный вид деятельности, разработать критерии допуска учебных заведений и порядок проведения экзамена (аттестации) кандидатов в преподаватели и мастера производственного обучения (инструкторы). В связи с этим, рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации разработать нормативно-правовые акты, регламентирующие обучение (повышение квалификации) и аттестацию педагогического состава автошкол;

1.8.2. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации разработать нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок прохождения обучения (повышения квалификации) и аттестации работников организаций, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения;

1.8.3. Водитель должен уметь оценивать риски, возникающие при движении по различным дорогам, выполнять соответствующие действия по снижению возникновения опасных дорожных ситуаций. В связи с этим рекомендовать Министерству внутренних дел Российской Федерации внести изменения в ПДД п. 16.1., убрав из пункта слова «учебная езда».

1.8.4. Просить Правительство Российской Федерации подготовить законопроект по внесению изменений в Федеральный Закон № 196-ФЗ от 15 ноября 1995 г. «О безопасности дорожного движения», с целью исключения п.2 ст.26: «Допускается самостоятельная подготовка водителей на получение права управления транспортным средством категории «А» и «В» в объеме соответствующих программ». Указанный пункт противоречит п.3 ст.10 Федерального закона № 3266-1 от 10 июля 1992 г. «Об образовании» и Постановлению Правительства РФ № 823 от 26 октября 2000г. «Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается», в котором присутствует профессия водитель автомобиля. Согласно действующим программам подготовки водителей, невозможно самостоятельно пройти обучение в полном объеме, так как данное обучение предполагает практикум в объеме 50 часов под непосредственным контролем водителя-инструктора. При этом обучение должно проводиться на специализированном (переоборудованном) транспортном средстве.

1.8.5. На данный момент существует система подготовки водителей категории «А» и «В», после которой обучающиеся сдают экзамен как лица, прошедшие самостоятельную подготовку. В данном случае обучение в основном осуществляется индивидуальными предпринимателями. Указанная система подготовки не поднадзорна ни одному ведомству, что приводит к низкому качеству образования, повышает коррумпированность и способствует созданию прочных незаконных экономических связей с соответствующим компетентным органом. В связи с этим, просить Правительство Российской Федерации внести изменения в п.2(б) «Положения о лицензировании образовательной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ №277 от 31 марта 2009 г., и изложить его в следующей редакции: «индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки, за исключением подготовок, связанных с безопасностью дорожного движения».

2. Для привлечения школьников к получению образования в области транспорта и закрепления молодежи на предприятиях отрасли необходимо постоянно проводить профориентационную работу среди учащихся. В связи с этим:

2.1. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации использовать ресурсы Проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Кадровый резерв – Профессиональная команда страны» для профориентации учащихся, популяризации профессий транспортной индустрии через организацию круглых столов, семинаров, выступлений лауреатов проекта для соответствующих целевых аудиторий;

2.2. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации использовать учебно-материальную базу ресурсных центров образования на морском и речном транспорте для профориентационной работы с учащимися общеобразовательных школ.

3. В целях повышения уровня системы управления в транспортном комплексе и обеспечения организаций квалифицированными управленческими кадрами:

3.1. Сформировать рабочую группу по созданию резерва управленческих кадров в сфере транспорта и инфраструктуры в составе представителей Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, административных групп Проектов Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ», «Кадровый резерв – профессиональная команда страны» и «Инфраструктура России».

3.2. В целях обеспечения морского и речного флота квалифицированными командными кадрами, рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации внедрить разработанную по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации и одобренную Морской коллегией «Программу подготовки руководящих кадров в области морской деятельности».

4. На данный момент одной из причин, сдерживающих развитие применения механизмов государственно-частного партнерства в целях модернизации транспортной инфраструктуры, является нехватка квалифицированных кадров. В целях обеспечения транспортного комплекса России специалистами в сфере ГЧП:

4.1. Рекомендовать руководителям профильных вузов, в том числе подведомственных Министерству транспорта Российской Федерации, инициировать в учебных заведениях, выпускающих специалистов для транспортного комплекса, введение специальности «Специалист в сфере государственно-частного партнерства»;

4.2. Рекомендовать представителям профильных учебных заведений подготовить и запустить в вузах образовательные программы по государственно-частному партнерству в транспортной отрасли, включающие теоретические (лекции, семинары) и практические занятия (моделирование, проектные группы);

4.3. Рекомендовать руководителям профильных образовательных учреждений организовать обмен опытом с профильными образовательными учреждениями европейских стран с богатым опытом ГЧП в виде стажировок, программ по обмену студентами и научно-практических конференций;

4.4. Рекомендовать региональным администрациям и компаниям транспортной отрасли обеспечить участие сотрудников инвестиционных и транспортных подразделений в образовательных программах по теме государственно-частного партнерства;

4.5. Для привлечения квалифицированных кадров в региональную практику государственно-частного партнерства рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации использовать ресурс Проекта Партии «Единая Россия» «Кадровый резерв – Профессиональная команда страны».

5. Согласно статистике, с автомобильным транспортом связан наиболее высокий процент аварий при перевозке опасных грузов. В целях повышения безопасности грузоперевозок автомобильным транспортом:

5.1. В настоящий момент не решен вопрос контроля и надзора за организацией обучения, проверки уровня знаний водителей, консультантов и выдачи ДОПОГ-свидетельств и иных удостоверений компетентным органом (как этого требует ДОПОГ). Названные документы выдаются самими учебными заведениями после проведения внутреннего экзамена. Существующая система приводит к тому, что практически во всех регионах России возможно приобретение ДОПОГ-свидетельств без прохождения соответствующего обучения. В Москве, Московской, Владимирской и Нижегородской областях имеется опыт работы межведомственных комиссий, возглавляемых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контроль качества подготовки водителей и специалистов и, соответственно, выдачу ДОПОГ-свидетельств и удостоверений. Данный подход позволяет осуществлять контроль качества подготовки незаинтересованными компетентными в данном вопросе лицами и систематизировать порядок выдачи документов с ведением соответствующей базы данных. В связи с этим:

5.1.1. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации подготовить нормативно-правовые акты, регламентирующие механизм применения положений Европейского Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов на территории Российской Федерации, с определением компетентного органа, осуществляющего административный контроль и надзор за выполнением положений и предписаний Соглашения в области подготовки водителей, консультантов и иных лиц, связанных с перевозкой опасных грузов;

5.1.2. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации подготовить нормативно-правовые акты, регламентирующие механизм допуска учебных заведений к подготовке водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов автомобильным транспортом, консультантов и иных лиц, связанных с перевозкой опасных грузов.

5.1.3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации разработать нормативно-правовой документ, регламентирующий допуск перевозчиков к осуществлению перевозок опасных грузов в Российской Федерации.

Все прошедшие мероприятия

Организатор мероприятия


При поддержке