на пути к цели



Партнеры


196191, Санкт-Петербург, Ленинский пр., 168

Тел.: +7 (812) 327-93-70

E-mail: info@confspb.ru



Конференция Экология 2011

17 - 18 марта 2011 г., Санкт-Петербург, гостиница «Corinthia Hotel St. Petersburg», Невский проспект, 57
 

Резолюция

РЕЗОЛЮЦИЯ
II Международной конференции
«Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ. Экология»

Проект Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
«Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ»

 

19 мая 2011 г.      

г.Санкт-Петербург

г. Санкт-Петербург

17-18 марта 2011 г. в Санкт-Петербурге в рамках Проекта Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" "Санкт-Петербург - морская столица РОССИИ" прошла Вторая международная конференция "Санкт-Петербург - морская столица РОССИИ. Экология".

В работе конференции приняли участие представители Правительства РФ, Государственной Думы РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерства транспорта РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по рыболовству, Федерального агентства водных ресурсов, исполнительной и законодательной власти более чем 20 регионов России, посольств и генеральных консульств Великобритании, США, Германии, Финляндии, Швеции, Украины и ряда других стран, руководители лидирующих российских и международных портов, транспортных компаний, представители крупнейших неправительственных природоохранных организаций и фондов, а также независимые эксперты и представители ведущих вузов и НИИ.

Участники конференции, обсудив наиболее актуальные вопросы экологии морей и внутренних вод России, отметили следующее:

Проблемы охраны окружающей среды стоят сегодня перед всеми экономически развитыми странами мира. На саммите "большой восьмёрки" (G8) в 2006 году они были отнесены к числу глобальных вызовов современности. 5 июня 2010 года во Всемирный день окружающей среды Президент России Д.А. Медведев выдвинул инициативу о создании международного механизма предотвращения и ликвидации последствий катастроф на морском шельфе, которая была предложена Россией на саммите "Группы 20" в Торонто 21-22 июня 2010 года, что свидетельствует о ведущей роли нашей страны в вопросах мировой экологии.

Тем не менее, внутренние экологические факторы имеют существенное влияние на экономику России. По экспертным оценкам, экономический ущерб от нерешенных проблем в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в РФ достигает 10% от стоимости внутреннего валового продукта.

Одним из основных векторов развития государства должно быть формирование и последовательная реализация ключевых задач в сфере охраны окружающей среды, в частности обеспечение устойчивого развития страны при соблюдении баланса экономических и экологических интересов путем дальнейшего совершенствования законодательства и реализации экологических проектов, объединяющих усилия органов государственной власти всех уровней, политических элит, представителей бизнес-сообщества, научных и общественных организаций, институтов гражданского общества.

Основные законодательные акты РФ в сфере охраны окружающей среды, принятые в 1990-е годы, отстают от развития экономических и гражданско-правовых отношений в Российской Федерации.

Необходимо отметить, что большинство законодательных актов РФ в сфере охраны окружающей среды содержат бланкетные и отсылочные нормы, для реализации которых требуется разработка подзаконных актов. Многочисленные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам охраны окружающей среды, характеризующиеся несогласованностью, избыточностью по одним позициям и "провалами" по другим, не позволяют обеспечить адекватное правовое регулирование природоохранной деятельности и нуждаются в совершенствовании.

Отсутствуют правовые механизмы компенсации и возмещения экологического вреда от хозяйственной деятельности. Существующие ведомственные акты по вопросу исчисления вреда окружающей среде приводят к возникновению прецедентов предъявления исков, превышающих в 5-10 раз выручку предприятий, что формирует предпосылки прекращения экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Отсутствуют действенные экономические стимулы для реализации предприятиями природоохранных мероприятий и развития сектора экологических услуг.

Российские предприятия демонстрируют готовность инвестировать в природоохранные мероприятия, но с учетом существующей системы "двойных экологических затрат" (т.е. издержки на исполнение экологических требований/внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, с одной стороны, и затраты/инвестиции на реализацию природоохранных мероприятий) необходимо обеспечение баланса; в случае существенного роста издержек на ПНВОС (в результате изменения законодательства в части введения 100-кратных повышающих коэффициентов к нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду), предприятия вынуждены будут сократить инвестиции на природоохранные мероприятия. В данной ситуации во избежание "двойного проигрыша" необходимо принятие на законодательном уровне сбалансированных и экономически обоснованных решений.

В этой связи стоит отметить, что пакет новых природоохранных законов, разрабатываемых Министерством природных ресурсов и экологии РФ, призван решить вышеуказанные проблемы. Участники конференции выражают надежду на то, что эти законопроекты будут в ближайшее время вынесены на обсуждение и утверждение Государственной Думы ФС РФ.

Долгосрочная стратегия развития России должна обеспечивать устойчивое развитие государства, основанное на сочетании экономических, экологических и социальных интересов общества. Такое развитие позволит реализовать конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, а также обеспечить экологическую безопасность. Вхождение России по важнейшим показателям в число передовых держав обуславливает ее участие в решении глобальных экологических проблем, которые стоят перед мировым сообществом: это глобальное изменение климата, деградация биосферы, дефицит природных ресурсов, прежде всего, воды, и их рациональное использование. Переход от энергосырьевой экономики к инновационной модели также связан с решением конкретных экологических проблем. Более того, как показала история развития общества, фундаментальные положительные социальные изменения невозможны без существенного, качественного улучшения экологической ситуации.

Необходимо формирование экономически сбалансированного и взвешенного подхода государства к экологическим проблемам, выработанного с участием всех органов государственной и муниципальной власти, бизнес-сообщества, научных кругов и общественности и закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах.

Основные принципы такого подхода предлагается изложить в специальном документе - Основах экологической политики Российской Федерации до 2030 года, разработка которых ведется во исполнение поручений Президента РФ органами государственной власти с участием научных, общественных организаций, бизнес-сообщества.

Успешная реализация государственной политики в сфере охраны окружающей среды находится в прямой зависимости от наличия качественной нормативной правовой базы, регулирующей соответствующие правоотношения. Для повышения эко-эффективности экономики необходимо совершенствование положений существующих законов, а также разработка и принятие новых законов, позволяющих создать действенные меры по сохранению окружающей среды и рациональному природопользованию. При этом, как показывает европейский и мировой опыт, в настоящее время наиболее совершенным административным инструментом решения поставленных задач и установления баланса между промышленными и общественными потребностями является выдача промышленным предприятиям комплексных природоохранных разрешений на выбросы, сбросы, размещение отходов на основе технологического нормирования с использованием наилучших существующих технологий (далее НСТ).

С учетом подготовительной деятельности по вступлению России в ОЭСР и в ВТО, вопросы гармонизации российских и европейских стандартов и подходов к выдаче природоохранных разрешений на основе НСТ в промышленности рассматривались как одно из приоритетных направлений стратегии социально-экономического развития России. В связи с этим, реформирование российской системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды следует обеспечивать с учетом имеющегося положительного европейского опыта путем сближения экологической политики стран Европейского союза и России с принципами и подходами, разработанными в законодательстве ЕС (Дорожная карта Единого экономического пространства ЕС - Россия).

В рыночных условиях наиболее эффективным признается развитие экономических механизмов охраны окружающей среды, которые позволят выработать рыночную систему стимулирования организаций на внедрение экологически чистых, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, создать меры по предотвращению и возмещению в случае нанесения ущерба окружающей среде, установить четкий экономический механизм рационального природоохранного регулирования. Эффективная реализация данных механизмов обусловлена развитием законодательства Российской Федерации.

Также с учетом наилучших зарубежных практик представляется необходимым стимулирование внедрения предприятиями добровольных инструментов экологического регулирования, в том числе систем экологического менеджмента по международным стандартам ISO 14001; развитие институтов экологического аудита, инструментов экологической оценки инвестиционных проектов (Environmental Due Diligence); подготовка социально-экологической отчетности (стандарт GRI ООН).

Российская Федерация обладает уникальным водно-ресурсным потенциалом. Общая протяженность 2,5 миллионов рек страны составляет более 8 миллионов километров. Берега России омывают 13 морей, а совокупная площадь морской акватории, попадающей под юрисдикцию государства, составляет 7 миллионов квадратных километров. По количеству речного стока Россия занимает второе место в мире, уступая лишь Бразилии. И, несмотря на всю свою мощь, водные ресурсы страны - уязвимая среда, требующая бережного отношения и пристального внимания руководства страны.

За последние 5 лет Правительством Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Федеральным агентством водных ресурсов предпринят ряд мер, направленных на повышение эффективности управления водными ресурсами Российской Федерации. В 2007 году вступила в силу новая редакция Водного кодекса Российской Федерации, в его развитие принято более 30 нормативных правовых актов, с 2009 года утверждена и реализуется Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, разрабатывается федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации на 2012 - 2020 годы". Управление водными ресурсами Российской Федерации осуществляется на основе бассейнового принципа. Созданная в Российской Федерации система бассейновых советов обеспечивает участие всех заинтересованных органов власти, органов местного самоуправления, водопользователей и представителей общественности в выработке рекомендаций по комплексному управлению водными ресурсами на территории бассейнового округа.

Основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов являются Схемы комплексного использования и охраны водных объектов (далее - СКИОВО), которые разрабатываются для каждого речного бассейна и включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании. Федеральным агентством водных ресурсов ведется активная разработка СКИОВО - основы управления водными ресурсами в Российской Федерации.

Наиболее наглядным примером комплексного управления водными ресурсами служит работа по регулированию водохозяйственного комплекса Кубани, а также каскадов водохранилищ: Волжско-Камского и Ангаро-Енисейского. Вокруг этих водохранилищ исторически сложился сложный многоотраслевой водохозяйственный комплекс, имеющий множество внутренних противоречий, многократно усиливающихся в маловодные годы. И здесь основным решением проблемы гарантированного водообеспечения всех отраслей народного хозяйства является, кроме грамотного регулирования имеющихся водных ресурсов, подготовленность участников водохозяйственного комплекса к работе в условиях маловодья: технических средств водозаборных сооружений предприятий ЖКХ, проведение своевременных технических и ремонтных работ собственниками гидротехнических сооружений.

Россия также является одной из ведущих в мире держав по добыче и экспорту нефти и природного газа. Через территорию всей страны проложены нефтепроводы, по которым нефть поступает на переработку и экспорт. В промышленных регионах существует развитая инфраструктура, включающая нефтеперерабатывающие заводы, нефтебазы, нефтеперевалочные терминалы. Существующая в России практика обращения с извлеченными из резервуаров нефтешламами заключается в основном в их локализации в вырытых в земле шламонакопителях различного размера, что пагубно воздействует на окружающую среду, особенно на ее естественные водные ресурсы. Погрузка в терминалах также зачастую не соответствует элементарным стандартам экологической безопасности.

Добыча нефти и газа на морском шельфе, которая ведется практически во всех морях России, является деятельностью, сопряженной с высокими экологическими рисками. Проекты, реализация которых только начинается или запланирована на ближайшее десятилетие (например, Штокмановское месторождение и совместный проект BP и НК "Роснефть" по освоению арктических месторождений), крайне важны для экономики нашей страны. Тем не менее, помня о катастрофе в Мексиканском заливе и других авариях, связанных с шельфовой добычей углеводородов, государство, деловое и экспертное сообщество должны применить максимум усилий для достижения 100% экологической безопасности этих проектов.

То же касается и морской транспортировки углеводородов, как при помощи судов, так и через подводные трубопроводы. Положительным примером является строительство газопровода "Северный поток": сегодня Nord Stream AG в сотрудничестве с Министерством природных ресурсов и экологии РФ и другими заинтересованными сторонами проводит полномасштабное исследование и тщательное согласование проекта во избежание любого возможного экологического ущерба. Системная работа в этом направлении способствует укреплению доверия к реализации крупных инфраструктурных проектов, подчеркивает готовность Российской Федерации и далее в полном объеме выполнять взятые на себя обязательства в Балтийском регионе.

Особое внимание на конференции было уделено экологической направленности работы Правительства Санкт-Петербурга. В 2009 году Правительство Санкт-Петербурга образовало комплексный государственный природный заказник регионального значения "Северное побережье Невской губы", в целях сохранения и восстановления ценных природных комплексов и объектов северного побережья Невской губы. А в 2010 году на рассмотрение городских властей будут вынесены проекты создания еще 6 особо охраняемых природных территорий в соответствии с Планом действий ХЕЛКОМ по охране Балтийского моря.

В свою очередь Министерство природных ресурсов и экологии РФ разработало национальный план действий по оздоровлению и реабилитации экосистемы Балтийского моря на основе плана действий по Балтийскому морю Комиссии по защите морской среды Балтийского моря.

Благодаря ликвидации 32 прямых выпусков сточных вод путем переключения на городские очистные сооружения в Санкт-Петербурге отмечено явное снижение уровня сбросов неочищенных вод. А модернизация очистных сооружений ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" привела к снижению объема неочищенных сточных вод в Неву на 15 миллионов кубометров в год.

Меры по выравниванию экологического состояния морей и рек предпринимаются не только в столичных регионах, но и по всей России. В частности, в Пермском крае активно идет реализация проекта "Чистые реки Прикамья" и "Очистка малых рек г. Перми". Проблемы загрязнения, заиления, обмеления и деградации малых рек очевидны и в Республике Башкортостан, и в Самарской области, и в Республике Татарстан, и во многих других регионах. К сожалению, далеко не везде выработаны целевые программы, направленные на решение этой проблемы. Также зачастую встает вопрос недостаточного финансирования.

Состояние многих экосистем морей и рек страны продолжает оцениваться как неблагополучное. В результате интенсивной хозяйственной деятельности многие площади шельфа Черного моря с благоприятными гидрогеологическими и гидрохимическими условиями, ранее являвшимися основным нерестилищем большинства видов черноморской ихтиофауны, утратили свою рыбохозяйственную значимость. Черное море интенсивно загрязняется нефтепродуктами, тяжелыми металлами и токсичными продуктами сельскохозяйственной деятельности. Кроме того, крайне важно соблюсти самые высокие экологические стандарты при строительстве олимпийской инфраструктуры в Краснодарском крае.

Высокий уровень загрязнения Каспийского моря и впадающих в него рек уже давно вызывает опасения формирования бескислородных зон на Каспии. Существенное нарушение баланса синтеза и распада органического вещества может привести к серьезным и даже катастрофическим изменениям. Другой проблемой для Каспийского моря стала угроза необратимого снижения рыбопродуктивности бассейна. Не меньшей проблемой являются плохо законсервированные нефтяные скважины. Если ситуация на Каспии будет развиваться так же, как в Азовском и Черном морях, то полная потеря рыбохозяйственного значения моря может произойти в ближайшие годы.

Ежегодно в реки и водоемы России сбрасываются 17 кубических километров неочищенных сточных вод, с которыми в поверхностные водные объекты поступает более 12 миллионов тонн загрязняющих веществ ежегодно.

Исследования последних лет дают право говорить о результатах работы в сфере водного контроля, которую ведет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Главный из них заключается в снижении объемов сбросов в водоемы и реки вредных веществ и неочищенных сточных вод. Снижение количества сбросов вредных веществ в 2009 году произошло на 4,5 миллиона тонн, а число предприятий, снизивших сбросы, выросло с 305 в 2008 году до 721 в 2009 году.

В итоге, по мнению участников конференции, основными экологическими проблемами водных ресурсов страны являются: усугубление тенденций расточительного водопользования, исчерпание возможностей экстенсивного водозабора для хозяйственных нужд, ухудшение состояния водных объектов и гидротехнических сооружений, деградация малых и больших рек (заиление, загрязнение, засорение, обрушение берегов), недоработка некоторых положений экологического законодательства РФ, стремительное снижение биологического разнообразия вследствие антропогенного воздействия, низкий уровень экологической культуры населения.

Участники конференции обращают внимание руководства Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" на актуальные проблемы экологии морей и внутренних вод Российской Федерации и несовершенства природоохранного законодательства, и просят Съезд Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Председателя Партии В.В. Путина, Председателя Высшего совета Партии Б.В. Грызлова выступить с инициативами по выполнению следующих рекомендаций:

1. Основы природоохранного законодательства Российской Федерации

Рекомендовать Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ поддержать работу по реформированию природоохранного законодательства Российской Федерации, а именно:

1.1. Поддержать деятельность Министерства природных ресурсов и экологии РФ по подготовке законопроектов в сфере охраны окружающей среды, в том числе:

  • по совершенствованию системы нормирования и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий;
  • по экономическому стимулированию деятельности в области обращения с отходами;
  • по ликвидации прошлого экологического ущерба;
  • по защите морской среды от загрязнения нефтью и нефтепродуктами;
  • по повышению эффективности организации государственного экологического мониторинга;
  • по совершенствованию института государственной экологической экспертизы;
  • по повышению эффективности организации государственного экологического контроля.

1.2. Предусмотреть широкое обсуждение проектов федеральных законов в сфере природоохранного регулирования с привлечением институтов гражданского общества, представителей научных, общественных организаций, бизнес-сообщества в рамках создаваемых рабочих групп, совещаний, дискуссий и обеспечивать учет в законотворческой деятельности предложений и рекомендаций парламентских слушаний, круглых столов, конференций, совещаний, семинаров и иных мероприятий.

1.3. Считать проекты федеральных законов, разработанные Министерством природных ресурсов и экологии РФ во исполнение поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 27 мая 2010 года, приоритетными и подлежащими первоочередному рассмотрению Государственной Думой ФС РФ.

1.4. В целях обеспечения населения и объектов экономики водой надлежащего качества с учетом необходимости снижения удельного водопотребления и минимизации потерь воды, признать важность реализации ФЦП "Чистая вода" и Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года; а также продолжения работ по совершенствованию технологий и повышению технологического уровня систем водоснабжения в промышленности, на транспорте, агропромышленном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве и реализации комплекса экономических и административных мер, в том числе по дифференциации водного налога и ставок платы за пользование водными объектами.

1.5. Поддержать деятельность Министерства природных ресурсов и экологии РФ и заинтересованных органов исполнительной власти в рамках Комиссии по защите морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ) и отметить значимость разработки федеральной целевой программы "Национальная программа мер по оздоровлению и реабилитации экосистемы Балтийского моря" в качестве национального плана действий на основе стратегического документа - Плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю.

1.6. Принять меры для обеспечения благоприятных экологических условий проведения Олимпийских игр "Сочи-2014" в том числе своевременного выполнения организационных и технических мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду в Черном море; повышения эффективности работы комплексов по очистке сточных вод, включая введение элементов доочистки и приведение глубоководных выпусков в Черное море в соответствие с требованиями нормативных документов.

1.7. Поддержать предпринимаемые Министерством природных ресурсов и экологии РФ совместно с компанией "Норд Стрим АГ" меры по экологическому сопровождению строительства газопровода "Северный поток" и обеспечению экологической безопасности проекта в целом.

1.8. Поддержать законопроект "О водоснабжении и канализовании" как первый системный законодательный акт, направленный на стимулирование развития сектора экологических услуг по очистке вод, рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии РФ продолжить работу над проектом федерального закона "О водоснабжении и канализовании" с учетом необходимых обоснованных доработок.

1.9. В части совершенствования системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду предусмотреть:

  • разработку экологических нормативов качества окружающей среды;
  • сокращение перечня нормируемых веществ, которое осуществляется в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, внедривших наилучшие доступные технологии, при этом возможность такого сокращения подтверждается результатами лабораторных исследований сбрасываемых указанными объектами сточных вод;
  • учет буферной способности (емкости) природных экосистем при установлении нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;
  • внедрение технологического нормирования по отраслевому принципу на основе параметров НСТ;
  • установление порядка и процедур разработки, согласования и утверждения документов, определяющих параметры НСТ, с учетом отраслевой специфики и обсуждения с представителями научных, общественных организаций, бизнес-сообщества;
  • установление переходного периода до введения в действие технологического нормирования, предусмотрев в течение переходного периода сохранение в качестве мер экономического регулирования института лимитов (технологически обусловленных нормативов) воздействия на окружающую среду в случае технологической недостижимости нормативов и меры по стимулированию реализации мероприятий по достижению нормативов качества окружающей среды;
  • приведение в соответствие законодательству в области охраны окружающей среды Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного Приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. № 372;
  • введение уточнений в нормативы плат за размещение крупнотоннажных технологически неизбежных промышленных отходов с целью недопущения критического для предприятий уровня плат за их размещение.

1.10. В части создания правовых и экономических механизмов, стимулирующих хозяйствующих субъектов к снижению негативного воздействия на окружающую среду, внедрения НСТ - предусмотреть экономические стимулы по снижению платы за негативное воздействие при внедрении НСТ, а также зачета в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду средств, инвестированных в экологические проекты (модернизацию производства, повышение экологической и энергетической эффективности, ресурсосбережение, природоохранные технологии и мероприятия). А также внести соответствующие изменения в природоохранное законодательство в части определения перечня природоохранных мероприятий, затраты на выполнения которых могут засчитываться в счет платежей за негативное воздействие, и порядок проведения такого зачета.

1.11. Предусмотреть при разработке Основ экологической политики РФ на период до 2030 года меры по стимулированию формирования и развития сектора экологических услуг в России (в т.ч. в секторах энергоэффективности, водоснабжения и очистки сточных вод, утилизации отходов), для чего предусмотреть формирование правовых, административных, экономических, налоговых инструментов (в т.ч. услуг по водоснабжению, очистке сточных вод, утилизации отходов, энергоэффективности) с использованием принципов государственно-частного партнерства и стимулирования формирования благоприятной бизнес-среды для привлечения частных инвесторов в "зеленый сектор".

1.12. Принять необходимые меры по правовому урегулированию вопросов возмещения вреда окружающей среде, в том числе водным объектам, предусмотрев:

  • внесение изменений в законодательство Российской Федерации и разработку нормативных правовых актов, определяющих порядок и процедуры добровольного возмещения вреда окружающей среде;
  • разработку и утверждение уполномоченными органами исполнительной власти методик исчисления вреда окружающей среде, сбалансированных по экономическим и экологическим параметрам, а также пересмотр действующего методического документа по вопросу исчисления вреда водным объектам, в том числе добровольной оплаты за самовольное использование водных ресурсов и водного объекта.

1.13. Воссоздать единый государственный фонд охраны окружающей среды и региональные экологические фонды, как источники целевого финансирования природоохранных мероприятий, в том числе направленного на восстановление нарушенного состояния водных биоресурсов и среды их обитания.

1.14. Предусмотреть в рамках рабочей группы по подготовке проекта федерального закона "О защите морской среды от загрязнений нефтью" организацию работы над законопроектами, посвященными созданию механизма предотвращения и ликвидации последствий катастроф на морском шельфе.

1.15. Рассмотреть на заседаниях соответствующих комиссий вопрос "О мерах по компенсации ущерба, наносимого водным биоресурсам крупнотоннажным судоходством на примере реки Дон в Ростовской области.

1.16. Наделить Министерство природных ресурсов и экологии Российской федерации:

  • полномочиями по осуществлению по ликвидации последствий накопленного экологического ущерба, нанесенного отходами предыдущей хозяйственной деятельности. Данное полномочие может быть передано для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации с одновременной передачей средств в виде субвенций из федерального бюджета;
  • полномочиями по определению порядка ведения реестра нарушенных территорий и опасных объектов, связанных с прошлой хозяйственной деятельностью, с учетом их ранжирования по уровню опасности.

1.17. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии РФ совместно с Федеральным агентством по рыболовству:

  • на примере реки Дон в Ростовской области провести оценку ущерба, наносимого водным биоресурсам и их среде обитания интенсивным судоходством;
  • определить предельно допустимую техногенную (судоходную) нагрузку на природный комплекс реки Дон;
  • разработать нормативную и методическую базу для исчисления и взимания с судоходных компаний компенсационных выплат за ущерб, причиненный водным биоресурсам или определить суммы экологических сборов за проход по рыбохозяйственным водоёмам;
  • разработать нормативную базу по использованию компенсационных средств, взимаемых с судоходных компаний за причиненный ущерб водным биоресурсам, на развитие объектов товарной аквакультуры и воспроизводства.

1.18. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии РФ разработать целевую государственную программу по оздоровлению экологической обстановки на Каспии с решением вопросов восстановления баланса синтеза и повышения рыбопродуктивности уникальнейшего Волго-Каспийского бассейна.

1.19. Поддержать принятие и реализацию федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации на 2012-2020 г.г."

1.20. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии РФ разработать и внедрить федеральную программу по ликвидации прошлого экологического ущерба в области обращения с отходами на период до 2020 года. Учитывая, что при создании органов государственной власти и местного самоуправления на эти органы не была возложена ответственность по ликвидации прошлого экологического ущерба накопленного во времена СССР, расходы по ликвидации ущерба должна взять на себя Российская Федерация.

1.21. Рекомендовать Комитету Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии создать рабочую группу из числа представителей заинтересованных министерств, федеральных агентств и служб, комитетов Государственной Думы, региональных органов законодательной и исполнительной власти, и иных заинтересованных сторон для рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в ст. 46, 50, 51, 56 и 57 Бюджетного Кодекса РФ в части средств, поступающих от водного налога, платы за пользование водными объектами и от суммы денежных взысканий за нарушение водного законодательства.

Принять во внимание предложение по перераспределению данных доходов по нормативам 40% - в федеральный бюджет, 60% - в бюджет субъектов РФ, а также обозначить целевой характер данных средств и закрепить в нормативно-правовых актах их направление на выполнение природоохранных и водохозяйственных мероприятий.

1.22. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

  • обеспечить реализацию статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации в части приоритета охраны водных объектов перед их использованием;
  • обеспечить эффективное выполнение водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также достижение соответствующих целевых прогнозных показателей.

2. Решение проблем арктической зоны

2.1. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии РФ принять меры по совершенствованию нормативной базы, устанавливающей экологические требования для безопасной разработки и эксплуатации месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе Арктических регионов применительно к суровым климатическим условиям и к условиям сложной ледовой обстановки, по вопросу ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов в подобных условиях.

2.2. Рекомендовать Правительству РФ поручить заинтересованным ведомствам:

  • рассмотреть возможность разработки государственной концепции освоения арктического шельфа, в которой будут отражены вопросы экологического страхования, экологической ответственности, экологической безопасности и вопросы организации государственного экологического мониторинга в зоне хозяйственной деятельности на арктическом шельфе;
  • проработать вопрос организации работ по рекультивации территорий в Арктике, на которых ранее дислоцировались воинские части в рамках федеральных целевых программ.

2.3. Рекомендовать Федеральному агентству морского и речного транспорта и Министерству транспорта Российской Федерации в целях обеспечения выполнения требований Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, Морской доктрины РФ на период до 2020 года, Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу следующее:

  • инициировать создание нормативно-правовой базы, касающейся государственного регулирования торгового мореплавания в арктической зоне РФ;
  • создать в Восточном секторе Арктики (в морских портах Диксон, Тикси, Певек и провидения) специализированные морские спасательные подразделения;
  • организовать разработку и внедрение новых технологий, обеспечивающих эффективную работу морских спасателей в условиях Арктики.

2.4. В целях решения проблемы загрязнения прибрежных территорий островов и береговых зон Арктики ломом и отходами вторичных металлов в таких районах как Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские острова, отдельные районы Архангельской обл., Кольский залив, Ненецкий АО, северные районы Ямало-Ненецкого АО, п-ов Таймыр, Север Якутии, рекомендовать Правительству РФ обеспечить надзорную и контролирующую функцию государства при реализации частных инициатив, для того чтобы очистка территорий носила не выборочный, а системный характер.

2.5. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии РФ, Министерству экономического развития РФ, Министерству регионального развития РФ и Комитету по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы ФС РФ рассмотреть возможность разработки Федеральной целевой программы по очистке прибрежных территорий островов и береговых зон Арктики от лома и отходов вторичных металлов, предусматривающей активное государственно-частное партнерство, с возможным распространением программы на все прибрежные территории Российской Федерации.

2.6. В целях ликвидации последствий аварийных разливов нефти и нефтесодержащих субстанций рекомендовать:

  • Министерству транспорта РФ обеспечить укомплектованность ледоколов штатным аварийно-спасательным и водолазным снаряжением, необходимым имуществом и оборудованием для ликвидации разливов нефти; организовать несение ледоколами аварийно-спасательной готовности в период их нахождения в Арктике (в том числе при выполнении высокоширотных рейсов).
  • Министерству природных ресурсов и экологии РФ принять меры по созданию вблизи планируемых к разработке месторождений углеводородов на континентальном шельфе Арктических регионов специализированных баз, предназначенных для оперативного высокотехнологичного реагирования на чрезвычайные разливы нефтепродуктов для защиты прибрежных районов Баренцева, Карского и других морей в суровых климатических условиях.
  • Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий рассмотреть возможность строительства базы аварийно-спасательного подразделения МЧС РФ вблизи месторождения Приразломное в Баренцевом море на о. Колгуев или в пос. Амдерма;

2.7. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии РФ провести оценку ущерба береговой эрозии для прибрежных объектов и инфраструктуры в арктической зоне и разработать оптимальные методы защиты объектов на льдистых берегах, технологии, адаптированные к условиям Крайнего севера по переработке и/или обезвреживанию отходов, содержащих нефтепродукты.

2.8. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии РФ рассмотреть возможность расширения федеральной сети наблюдательных пунктов государственного экологического мониторинга на территории Ненецкого автономного округа, включая зону хозяйственной деятельности нефтегазодобывающих компаний в арктическом шельфе, как в пределах самих месторождений, так и в зонах прогнозируемого накопления продуктов техногенного загрязнения, находящихся вне пределов лицензионных участков;

2.9. Разработать механизмы сохранения биологического разнообразия арктической флоры и фауны с возможностью расширения сети особо охраняемых природных зон.

2.10. В целях привлечения международных инвестиций в арктический регион и реализации оффшорных шельфовых проектов, обеспечивая при этом повышение уровня экологической безопасности, включить количественную оценку рисков в требования российского законодательства, в том числе для арктического региона, обеспечив тем самым унификацию методики оценки экологических рисков на государственном и международном уровнях.

2.11. Рекомендовать Министерству регионального развития РФ с целью защиты исконной среды обитания малочисленных коренных народов Севера при намечаемой хозяйственной и иной деятельности, выступить с законодательной инициативой по разработке федерального закона "Об этнологической экспертизе".

3. Экологическое образование

В целях повышения экологической культуры населения Российской Федерации и формирования системы качественного экологического образования, рекомендовать Министерству образования и науки РФ совместно с Министерством природных ресурсов и экологии РФ принять меры по:

3.1. созданию учебно-методологической и опытно-исследовательской базы, обеспечивающей подготовку и повышение квалификации специалистов в области экологии биосферы, техносферы и человека с целью формирования экологического сознания в России на основе интеграции в образовательный процесс научных исследований и инновационных разработок;

3.2. формированию системы научно-методологического и организационно-методического обеспечения (государственные образовательные стандарты, программы подготовки, учебные планы, учебная и учебно-методическая литература и т.д.) непрерывного образовательного цикла с целью формирования экологического сознания населения России;

3.3. созданию комплекса проблемно-ориентированных инновационных образовательных технологий и инструментальных средств (современные библиотечные комплексы, информационные образовательные технологии, электронные учебники, системы удалённого доступа для дистанционного образования и т.д.), специализированных порталов и иных электронных каналов обмена информацией в сфере экологического образования;

3.4. повышению инновационной активности предприятий с учетом экологической составляющей, в том числе, на основе создаваемых в рамках платформы механизмов координации прикладных исследований на базе исследовательских и образовательных организаций;

3.5. формированию образовательных экологических проектов инновационной направленности;

3.6. развитию системы академических обменов между научными и образовательными учреждениями России, стран СНГ и других государств в контексте глобального экологического единства мирового сообщества.

Все прошедшие мероприятия

Организатор мероприятия


При поддержке

  • минтранс